Анна Гоглова
Конспект НОД на тему «Православный храм» по учебно-методическому пособию «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение г. о. Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №3 «Рябинка».
Конспект занятия по учебно- методическому пособию «Добрый мир».
Тема: «Православный храм».
Выполнила воспитатель
Гоглова Анна Николаевна.
Г. о. Балашиха 2018.
Публикация «Конспект НОД на тему „Православный храм“ по учебно-методическому пособию „Добрый мир“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Цель: формировать представление детей о православном храме, его архитектуре:.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с храмами родного города;
• Познакомить с архитектурными элементами православного храма – купола, поребрик, бегунок, закомары, лопаты, портал.
• Формирование у детей основополагающих морально-нравственных ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Развивающие:
• Развивать эстетическое восприятие,
• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
• Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, семье
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбома «Храмы городского округа Балашиха».
2. Участие в муниципальном конкурсе детских фоторабот «Мой любимый город».
3. Чтение сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Материал: интерактивная доска, ноутбук, фотоальбом «Храмы городского округа Балашиха», хрестоматии «Добрый мир», музыкальный диск «Добрый мир»
1. Организационный момент.
Звенит колокольчик. Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что изображено на первом слайде? (1 слайд)
Дети: это землянка, в ней жили старик и старуха из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: что изображено на 2 слайде?
Дети: терем расписной из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: что изображено на 3 слайде?
Дети: царские палаты из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: А как назвать все эти строения одним словом?
Дети: это дома.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о доме, необычном доме.
2. Основная часть.
Воспитатель: Для чего людям нужны дома?
Дети: Дома нужны людям, чтобы в них жить, в них тепло, уютно, много комнат и разных предметов, необходимых людям.
Воспитатель: мудрые люди говорят: «Мой дом – моя крепость». Дома прошлых лет обычно строились из брёвен. Их вид зависел от того, кто в них живет. Старик со старухой жили в ветхой землянке, а бояре и царские особы жили в теремах, дворцах с великолепием убранства.
А сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком доме, необычном, в нём рассказывается.
(Стихотворение из хрестоматии №3, с. 48)
Этот дом – не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это православный храм.
Дети: это храм или церковь.
Показ Храма Христа Спасителя.
Воспитатель: Христиане строили особые красивые дома, посвящённые Богу - храмы. Это совершенно необычные дома. Люди строят эти дома с трепетом и любовью, они стекаются со всех деревень и со всего города, чтобы побыть там (слайд 7). Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой православный храм в России посвящён Христу Богу. Он называется храм Христа Спасителя. Находится в Москве – столице России. (слайд 8 (Хрестоматия 3, с. 45).
Воспитатель:
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм –
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам. (Хрестоматия 3, с. 50).
С кем можно сравнить храм?
Дети: с белым лебедем.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Белокаменные храмы всегда строили на возвышенности, на самом красивом месте. Чем православный храм отличается от других домов?
Дети: у храма есть купол, над куполом ставится крест, колокола.
Воспитатель: Вы знаете, как называется крыша храма?
Дети: она называется купол.
Воспитатель: верно, крыша храма называется купол, он похож на шлем русских воинов – богатырей, которые защищали русскую землю от врагов. Шлемовидная форма – символ воинства (слайд 9). Также купол можно сравнить с луковицей, плавно заостряющейся на вершине. Посмотрите на изображения храмов, сколько может быть куполов(1,3,5 и больше) Купол ставиться на барабан, который украшен поребриком –декоративной полоской из кирпичей, поставленных на ребро и кирпичной кладкой в виде пояса, кирпичи ставятся наклонно, в виде зигзагообразной линии, она называется бегунец. Вход в храм, врата оформлены красивым, полукруглым порталом, украшенным орнаментом. Полукруглые завершения стены, похожие на женский головной убор – кокошник, называются закомары. Участки стены называются прясло. Вертикальные выступы называются лопатки.
Динамическая пауза.
Город Балашиха большой
Все мы любим город свой (ладони прикладывают к груди)
В парке там фонтан журчит (руки поднимаем вверх, движения кистями рук)
Рядом белый храм стоит (над головой купол из рук).
А вокруг дома, дома (рисуем прямоугольник указательными пальцами,
Словно чудо-терема.
По шоссе шумят машины (скользящие движения руками, параллельно полу,
Об асфальт стирают шины. (руки на поясе, скользящие движения ногами по полу) (Методическое пособие, с. 270).
Воспитатель: Христиане ходят в храм для того, чтобы молиться Богу. Молиться, значит разговаривать с Богом. Но ведь и дома можно читать молитву, зачем идти в храм?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: В храме читаются самые главные молитвы –общие. В храме присутствует сам Бог, ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами. А как можно услышать храм?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Место, где установлены колокола, называется колокольня. Раньше, когда не было колоколов, верующие на молитву приглашались вестниками. По деревянным или металлическим доскам ударяли молоточком, из них извлекался звук. Колокол - это единственный музыкальный инструмент в православном храме. В праздник звонят колокола медленно, протяжно, называется такой звон красным. А если случается пожар, то колокола звонят тревожно, совершают частые удары. Сейчас мы послушаем колокольный звон. (Диск «Добрый мир») А теперь я предлагаю рассмотреть эти необыкновенные дома (слайд 11,12,13,14)
3. Итог.
Воспитатель: скажите, ребята, чем храм отличается от обычных домов?
Почему храм –это место необыкновенное?