Антонова Мария Александровна
Тезисы к методическому пособию «Игры, для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В реализации задач подготовки к успешному обучению в школе важное место занимает формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешного развития. В раннем возрасте это связано с появлением чувства собственного тела, развитием движений, предметно практической деятельности и зрительно – моторной координации. Поэтому особое внимание необходимо уделять играм, направленным на обогащение чувственного, двигательного опыта, опыта практической деятельности, формирование представлений о схеме собственного тела.
Публикация «Тезисы к методическому пособию „Игры, для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В педагогической копилке любого педагога дошкольной организации таких игр и видов деятельности достаточно много, однако часто они носят бессистемный характер, хотя развитие пространственных представлений подразумевает четкие этапы.
I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другим объектам.
IV этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
V этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
Результатом разработки системы игровых заданий на развитие пространственных представлений может стать методическое пособие, направленное на формирование пространственных представлений (для детей старшего дошкольного возраста) как основы мыслительной деятельности, которое включает в себя все этапы развития пространственных представлений, а научной основой пособия стала теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, согласно которой перевод любого действия в умственный план включает в себя тоже пять этапов:
1-й этап – создание ориентировочной основы действия.
2-й этап - практическое действие с использованием предметов или их заместителей.
3-й этап – освоение заданного действия без опоры на реальный предмет.
Действие переносится из внешнего наглядно-образного плана во внутренний план и громко проговаривается.
4-й этап – внешнеречевое выполнение действия переносится в план внутренней речи с опорой на ориентировочную основу. Конкретное действие выполняется про себя.
5-й этап – действие выполняется во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями без ориентировочной опоры.
Развитие пространственных представлений неотъемлемо от ориентировки на плоскости, а ориентировку на плоскости, так же, как и в пространстве необходимо начинаться с малого. В качестве ориентировочной основы для этого лучше всего подходит поле, поделенное на 20 равных частей. Так как ребенок дошкольник мыслит образами, есть смысл в ячейку поля поселить любой образ и придумать сюжетную линию игры.
Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.
Пособие состоит из коврика (состоящего из 20 клеток (клетка 14*15,6 конвертов с игровыми ситуациями) : «Волшебный коврик», «Назови соседей», «Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Разноцветная рамка», «Помоги бабушке собрать урожай», «Теремок», «Геометрические фигуры», «Узнайте моё слово», «Засели фигуру на свой этаж», «Дорожка из фигур», «Да-нет-ка» и др.
Цель моего пособия : формирование пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.
Данное пособие :
1) формирует у детей умение показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя» : направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево», — и т. д.
2) учит обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя» соответствующими пространственными терминами, а также вспомогательными карточками: справо (направо, слева (налево, вверху (вверх, внизу (вниз, впереди (вперед, сзади (назад).
3) познакомит детей с понятиями : далеко, близко.
4) обучает начальным навыкам микроориентировки на плоскости (на поверхности коврика) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны коврика, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.
5) формирует умение обозначать словами положение одного предмета по отношению к другому.
6) развивает речь, мышление, логику, память, навыки счета.
7) формирует умение понимать удаленность предмета и его местоположение.
8) учит определять направление предмета (вверх, вниз, направо, налево)
9) формирует первые навыки составления линейных алгоритмов (выстраивание алгоритма движения с помощью вспомогательных карточек)
10)обобщает знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер.
11)совершенствует умение выполнять анализ и синтез.
На основе знакомство с данным пособием становится ясно, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, возможно говорить об осознанном овладении детьми пространством.
Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева-справа, вверху, внизу и т. д. можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.
Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.