Приложение МААМ

Тезисы к методическому пособию «Игры, для детей старшего дошкольного возраста»

Антонова Мария Александровна
Тезисы к методическому пособию «Игры, для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В реализации задач подготовки к успешному обучению в школе важное место занимает формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.

Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешного развития. В раннем возрасте это связано с появлением чувства собственного тела, развитием движений, предметно практической деятельности и зрительно – моторной координации. Поэтому особое внимание необходимо уделять играм, направленным на обогащение чувственного, двигательного опыта, опыта практической деятельности, формирование представлений о схеме собственного тела.

Публикация «Тезисы к методическому пособию „Игры, для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В педагогической копилке любого педагога дошкольной организации таких игр и видов деятельности достаточно много, однако часто они носят бессистемный характер, хотя развитие пространственных представлений подразумевает четкие этапы.

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя» : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другим объектам.

IV этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

V этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Результатом разработки системы игровых заданий на развитие пространственных представлений может стать методическое пособие, направленное на формирование пространственных представлений (для детей старшего дошкольного возраста) как основы мыслительной деятельности, которое включает в себя все этапы развития пространственных представлений, а научной основой пособия стала теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, согласно которой перевод любого действия в умственный план включает в себя тоже пять этапов:

1-й этап – создание ориентировочной основы действия.

2-й этап - практическое действие с использованием предметов или их заместителей.

3-й этап – освоение заданного действия без опоры на реальный предмет.

Действие переносится из внешнего наглядно-образного плана во внутренний план и громко проговаривается.

4-й этап – внешнеречевое выполнение действия переносится в план внутренней речи с опорой на ориентировочную основу. Конкретное действие выполняется про себя.

5-й этап – действие выполняется во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями без ориентировочной опоры.

Развитие пространственных представлений неотъемлемо от ориентировки на плоскости, а ориентировку на плоскости, так же, как и в пространстве необходимо начинаться с малого. В качестве ориентировочной основы для этого лучше всего подходит поле, поделенное на 20 равных частей. Так как ребенок дошкольник мыслит образами, есть смысл в ячейку поля поселить любой образ и придумать сюжетную линию игры.

Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

Пособие состоит из коврика (состоящего из 20 клеток (клетка 14*15,6 конвертов с игровыми ситуациями) : «Волшебный коврик», «Назови соседей», «Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Разноцветная рамка», «Помоги бабушке собрать урожай», «Теремок», «Геометрические фигуры», «Узнайте моё слово», «Засели фигуру на свой этаж», «Дорожка из фигур», «Да-нет-ка» и др.

Цель моего пособия : формирование пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.

Данное пособие :

1) формирует у детей умение показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя» : направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево», — и т. д.

2) учит обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя» соответствующими пространственными терминами, а также вспомогательными карточками: справо (направо, слева (налево, вверху (вверх, внизу (вниз, впереди (вперед, сзади (назад).

3) познакомит детей с понятиями : далеко, близко.

4) обучает начальным навыкам микроориентировки на плоскости (на поверхности коврика) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны коврика, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

5) формирует умение обозначать словами положение одного предмета по отношению к другому.

6) развивает речь, мышление, логику, память, навыки счета.

7) формирует умение понимать удаленность предмета и его местоположение.

8) учит определять направление предмета (вверх, вниз, направо, налево)

9) формирует первые навыки составления линейных алгоритмов (выстраивание алгоритма движения с помощью вспомогательных карточек)

10)обобщает знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер.

11)совершенствует умение выполнять анализ и синтез.

На основе знакомство с данным пособием становится ясно, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, возможно говорить об осознанном овладении детьми пространством.

Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева-справа, вверху, внизу и т. д. можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.

Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аннотация к научно-методическому пособию «от А до Я»Аннотация к научно-методическому пособию «от А до Я» 1. В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта, а также недоразвитием высших психических.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста 1.«Что положим в корзинку». Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, что урожай можно собирать в саду, в огороде, в лесу. Научить.

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста. «Береги руки» Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Планирование утренней гимнастики в средней группе по методическому пособию К. С. Бабиной на сентябрь, октябрь, ноябрь Исходя из многолетнего опыта работы, считаю самым удобным в использовании методическое пособие для педагогов автора К. С. Бабиной, в котором.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста «Проведи мяч». У каждого игрока по одному мячу. По сигналу воспитателя дети (шеренгами).

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание и развитие у детей сочувствия и сопереживания в двигательной активности. Задачи: - Вызвать у детей сочувствие к людям с.

Сценарий НОД по дидактическому пособию «Тактильная книга «Людиново — мой край родной» для старшего возраста Цель: формирование представлений о достопримечательностях города Людинова посредством дидактического пособия «Тактильная книга «Людиново.

Тезисы из опыта работы «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт»Тезисы из опыта работы «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт» Воспитатель: Янгуатова И. С. В процессе работы над «умными картами» у детей формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать.

Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста Тезисы по теме ВКР «Комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тезисы к методическому пособию «Игры, для детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 05:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тезисы к методическому пособию «Игры, для детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Антонова Мария Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД