Татьяна Крушельницкая
Методическая разработка к демонстрационному пособию «Дорожная азбука»
Краткая аннотация
Данная методическая разработка рассчитана на педагогов-практиков и детей дошкольного возраста. Высокую эффективность обучения обеспечивает одновременное подключение зрительного и слухового восприятия. Безусловным прорывом является то, что наглядное моделирование, план-схема дает дошкольнику возможность удержать информацию и рассказать о ней. Правила дорожного движения – важная информация, которую должен усвоить каждый ребенок уже в дошкольном возрасте. Ведь умение правильно вести себя на дороге – залог безопасности маленького пешехода. Чтобы эта важная информация не казалась такой уж скучной, предлагаю детям знакомиться с Правилами дорожной Азбуки в форме игры.
Публикация «Методическая разработка к демонстрационному пособию „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
Методическое пособие гармонично вписывается во все виды деятельности ДОУ: художественную деятельность, социально-коммуникативную и т. д., приобщает детей к художественной культуре, к языковой культуре, общечеловеческим ценностям, развивает творческие способности. Содержание пособия успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности. В методической разработке прописаны пошаговые действия педагога на разных этапах осуществления работы с пособием.
Практическая новизна пособия :
• дошкольники могут самостоятельно моделировать дорожно-транспортную ситуацию и разрешить ее как в положительную, так и в отрицательную сторону, так как любой результат для дошкольника это социальный опыт и он необходим ребенку. Магнитный макет и картинки на магнитах позволяют развивать воображение вариативность игры и умение усложнить эту игру;
• использование ИКТ, позволяет более красочно показать материал и способствует развитию функции самоконтроля у детей.
Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Дидактическая игра «Дорожная Азбука» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. В игре может принимать участие любое количество детей. Пособие состоит из : двухстороннего магнитного макета, набора картинок: дорожных знаков, сигнала светофора, разновидностей картинок животных и детей, транспорта, следов животных. С одной стороны магнитной макета размещен перекресток улицы с пешеходным переходом. На другой стороне магнитной макета размещена дорога, где дети сами моделируют ситуации на дороге. При помощи картинок-заместителей дети обучают животных, а затем переносят ситуацию на людей. Учитывая возраст детей, можно добавлять дополнительный материал, этим самым усложняя игру. С помощью этой игры можно создать множество вариантов других игр, взяв за основу данный материал из этой игры. При помощи этой игры мы знакомим детей с транспортом, дорожными знаками, правилами поведения в транспорте, на улице, в общественных местах. Методическое пособие способствует повышению мотивации дошкольников получить результат.
Оборудование: магнитные карточки с изображением дорожных знаков, светофора, домов, транспорта, спецтранспорта, карточки перекрестков, картинки животных, детей;
• сюжетные картинки на тему «Опасные ситуации на дороге», «Поведение на дороге»; «Определи какой надо поставить знак»;
• плакаты, иллюстрации, отражающие дорожные ситуации.
• диски с обучающими программами и мультфильмами по ПДД («Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки безопасности Тётушки Совы», «ПДД для малышей» и др.);
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Транспорт»; «Мы– водители» и др.
• мобильный магнитный макет перекрестка улицы и дороги;
• мультимедийная аппаратура.
Методическое пособие предусматривает подачу материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Игра апробирована в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад «Золушка» г. Когалым. Методическая разработка «Дорожная Азбука» заняла III место на городском конкурсе по Правилам дорожного движения
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б., Безопасность. - М. : АСТ-ЛТД, 1998.
2. Баряева Л. Б., Жевнеров В. Л., Загребаева Е. В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М. : Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения, «Детство-пресс», С-Пб, 2008.
4. Данилова Т. И. Программа «Светофор». – СПб. :Детство-пресс, 2009. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
5. Дорожные знаки. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений – Пресс». Дизайн А. Айгинина
6. Иванова Н. А., Медведева А. Ф. /Занятия по правилам дорожного движения /Под ред. Е. А. Романовой. А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
8. Старцева О. Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М. : Скрипторий 2003, 2008.