Другова Алёна Николаевна
Конспект НОД по наблюдению за живым объектом в младшем дошкольном возрасте «Наблюдение за аквариумными рыбками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по наблюдению за живым объектом в младшем дошкольном возрасте.
Тема: «Наблюдение за аквариумными рыбками».
Ход:
1 часть.
Сюрпризный момент: в группе появляется в руках у которого находиться банка с рыбкой.
Публикация «Конспект НОД по наблюдению за живым объектом в младшем дошкольном возрасте „Наблюдение за аквариумными рыбками“» размещена в разделах
- Аквариум
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, как вы думете, кого я вам принесла в банке? (Ответы детей. В дальнейшем, если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает). Правильно,рыбку,А как вы думаете,зачем она захотела попасть к нам в гости (Ответы). Правильно- чтобы познакомиться. И с нами познакомиться, и с нашим карасиком. Помните стихотворение про рыбку?
(Воспитатель начинает, дети подхватывают) :
Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: «Догнала!
Эй, подружка! Как дела?»
2 часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что сейчас рыбка делает? А наш карась, что делает? Что карасю помогает плавать? А что этой рыбке помогает плавать? Чем у карася покрыто тело? А у новой рыбки чем покрыто? Чешуя у карася какого цвета? А у нашей гостьи?
Давайте подумаем: как может называться рыбка с золотой чешуей? Правильно – золотая! К нам в гости прибыла золотая рыбка! Посмотрите внимательно - похожа она на нашего карася или чем-то отличается от него? У карася есть тело? А у золотой рыбки? Какой формы тело у карася? А у золотой рыбки?
У карася есть плавники? Ау золотой рыбки? У нее такие же плавники, как и у карася?
У карася есть хвост? А у золотой рыбки? Какой он?
Чем наш карась смотрит? А золотая рыбка?
Чем наш карась кушает? А золотая рыбка?
Чем мы кормим карася? А чем будем кормить золотую рыбку?
Как вы думаете,наши рыбки проголодались? Покормим их? Как мы будем кормить рыбок? Сколько корма им насыплем? Как наши рыбки едят? Почему они не высовывают головы из воды? Как дышат наши рыбки? Чем они дышат?
А чем мы с вами дышим? Наши носики хорошо дышат? Давайте проверим! Присаживайтесь! (дети садятся на стульчики. Проводиться дыхательная гимнастика на улучшение функции внешнего дыхания).
Воспитатель:
Носиком дышу свободно,
Тише-громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркне свет.
Дышат рыбы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
3 часть.
Нашим рыбкам хорошо живется в своих банках? Что мы будем делать, чтобы им все время было хорошо? Как будем ухаживать за рыбками?
Как вы думаете, им хочется друг с другом подружиться? Как мы это сделаем?
(Воспитатель помещает рыбок в один аквариум. Дети продолжают наблюдать за тем,как рыбки плавают).
Воспитатель: Ребята, хотите, мы сейчас с вами в рыбок поиграем (Проводиться подвижная игра) :
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала : «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем)
Третья сказала: «Мне хочется спать…» (рука лодочкой под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил!» (убегают)
(игра проводится 2-3 раза).
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 1 «Знакомьтесь, дети, я – хомяк»
Цель: Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним.
Воспитатель вносит клетку с животным, сообщает, что это хомяк. Спрашивает, похож ли хомяк на мышонка. Предлагает дать ему имя. Говорит, что хомяк – необычное животное, за ним интересно наблюдать. Предлагает детям постоять возле клетки, посмотреть, что зверек будет делать.
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 2. «Устроим для хомяка хороший дом».
Цель: установить, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть,- это просторная клетка, подстилка из песка или опилок, домик или нора, в которых он устроит гнездо, колесо для бега, лесенки, палочки, возвышения, коробочка для туалета; учить детей помогать взрослым в оборудовании помещения для зверька
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 3 «Хорошо ли хомяку в новых условиях?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить дошкольников замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том, уютно ли ему, чего не хватает, что можно улучшить.
Перед тем как дать детям задание, воспитатель предлагает тихо посидеть возле клетки, не привлекая к себе внимание зверька, посмотреть, как он будет себя вести, что и как, делать. Затем рассказать о своих наблюдениях и всем вместе решить, что означает поведение хомяка, хорошо ли он себя чувствует.
Когда дети будут рассказывать воспитателю о своих наблюдениях, он учит их правильно осмысливать увиденное: «Вы заметили, что он ходил вдоль стенок, наверное, все обнюхивал, дергал носом, усиками, все осматривал, трогал, лапками, зубами, везде залезал - это хомяк знакомился с новыми условиями, выяснял, что здесь находится, не опасно ли быть в этом помещении».
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 4 «Что и как ест хомяк?»
Цель: познакомить детей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, как грызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки.
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 5. «Как хомяк делает запасы?»
Цель: показать детям, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.
Дети дают зверьку с избытком корм, зерна, наблюдают, как он закладывает все это в защечные мешки, относит в нору, выгружает и снова возвращается к кормушке.
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 6 «Хомяк - чистоплотный зверек».
Цель: учить детей замечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.
Наблюдение организуется после того, как хомяк поест.
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 7 «Как хомяк отдыхает?»(Самостоятельное наблюдение.)
Цель: выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня, понаблюдать, в какой позе он спит, в каком месте.
Воспитатель, давая детям задание для наблюдения, предлагает подходить к клетке в разное время - до завтрака и после него, после прогулки, вечером. При обсуждении результатов наблюдения подводит детей к мысли, что хомяки днем больше отдыхают, к вечеру становятся более активными, а ночью бодрствуют
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 8 «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?
Цель: уточнить с детьми внешние особенности зверька. Воспитатель обращает внимание детей на то, что туловище у хомяка толстенькое, голова большая, шеи почти нет. На голове небольшие ушки, глаза как бусинки, подвижный нос, вокруг которого густые усы. Лапки короткие, ни них маленькие пальчики с острыми когтями. Тело хомяка покрыто мягкой пушистой шерсткой рыжеватого цвета. Хомяк отличается от мышки (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение 9 «Как передвигается хомяк?»
Цель: уточнить способы перемещения зверька в пространстве. Надо рассказать и показать детям, как хомяк ходит, бегает, лазает, спрыгивает, ловко бегает в колесе. Хомяк может лазать, потому что имеет загнутые коготки. Бегает не очень быстро, потому что у него коготки ноги. Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).
Цикл наблюдений за хомяком
Наблюдение. 10 «Когда хомяка трудно заметить?»
Цель: уточнить представления детей о маскировочной окраске хомяка, о значении в случаях опасности неподвижного состояния; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные зависимости
О р г а н и з а ц я: в «домике» хомяка насыпают песок, по бокам ставят листы цветной бумаги (красной, белой, коричневой - под цвет хомяка). Дети наблюдают издали, отмечают, когда хомяк хорошо виден, а когда не очень, обсуждают свои выводы с воспитателем.