Гава Светлана Васильевна
«Сказочная гжель». Конспект занятия с применением нетрадиционной техники бумагокручения «квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказочная Гжель»
Старший возраст
Украшение сарафана матрёшек элементами в технике квиллинг.
Цель: Создание условий для украшения передника матрёшки, расписанную под Гжель, используя нетрадиционную технику бумагокручения -квиллинг.
Программное содержание (задачи) :
Обучающие:
-Обучать навыкам работы с бумагой – скручивание бумаги в технике «квиллинг».
Публикация «„Сказочная гжель“, Конспект занятия с применением нетрадиционной техники бумагокручения „квиллинг“» размещена в разделах
- Аппликация в технике квиллинг
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конструирование, поделки
- Квиллинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-Формировать умение изготавливать форму квиллинга «полумесяц», и в дальнейшем составлять композицию –цветок в росписи Гжель.
-Развивать умения составлять узор из скрученной бумаги;
-Обогащать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
-Знакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель;
-Продолжать развивать желание слушать различные литературные произведения;
-Формировать экологические представления.
-Способствовать свободному общению со взрослыми и детьми;
-Развивать мелкую моторику рук у детей;
-Вызывать желание слушать различные жанры музыки, эмоционально воспринимать ее.
-обогащать словарь детей (техника квиллинг, бумагокручение, уральская матрешка, Гжель);
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.
-Развивать у детей наблюдательность;
-Укреплять чувство любви ко всему живому;
-Воспитывать чувство коллективизма, выдержки;
-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-Способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
-Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство её форм, и красок.
Интеграция образовательных областей:
-«Познание»
-«Коммуникация»
-«Музыка»
-«Социализация»
Методы и приемы: практическая деятельность детей, использование художественного слова, познавательная, словесная, коммуникативная, двигательная, наглядная.
Предварительная работа: беседы с детьми о национальном символе России- “матрешка”, о происхождении игрушки-”Матрешки”, о процессе изготовления игрушки, о первой игрушке и ее создателях, о знаменитой Семеновской матрешке, о народном промысле росписи Гжель, НОД Декупаж матреш и салфетками “Гжель”. Рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок, заучивание стихов о матрешках и росписи Гжель; прослушивание русских народных песен, работа в технике бумагокручения- «квиллинг».
Индивидуальная работа: формирование элементов квиллинга в “закрытую спираль” с детьми, которым требуется больше времени для работы.
Материалы и оборудование: магнитофон, фонограмма, мольберты, настенная доска. Матрёшка из бумаги форматом А3 с готовым эскизом, схема выполнения формы квиллинга “закрытая спираль”, схема выполнения формы квиллинга «полумесяц», схема-карта выкладывания элементов квиллинга “полумесяц” в форму цветка в росписи Гжель формата А4 (авторская схема Гава С. В.).
Раздаточный материал: заготовка “Матрешка” в росписи Гжель, инструмент для скручивания полосок в технике квиллинг, схема-карта выкладывания элементов квиллинга “полумесяц” в форму цветка в росписи Гжель, полоски бумаги синего и голубого цветов 0,5см/21см, заготовки элементов квиллинга “Закрытая спираль”, клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, чашка для клея, салфетка для рук, подкладная клеёнка.
Словарная работа: деревянная матрёшка, передник, народный промысел, роспись, эскиз, сувенир, Гжель, квиллинг, открытая спираль, закрытая спираль, полумесяц.
Структура занятия и методические приемы:
I. Водная часть- 3 минуты.
1. Чтение письма с загадкой;
2. Рассматривание матрешки;
3. Приглашение детей в мастерскую;
II. Основная часть: 25 минут
1. Скручивание базовой формы квиллинга;
2. Физическая минутка;
3. Формирование формы “полумесяц”;
4. Выкладывание элементов квиллинга в цветок;
III. Заключительная часть: 2 минуты
1. Обобщение воспитателя;
2. Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Ход занятия
В-ль: ребята, нам сегодня почтальон принес письмо, сейчас я его вам прочту- «Здравствуйте, ребята! Пишут вам художники Гжельского промысла! Ищем ребят в нашу мастерскую «Сказочная Гжель». Но сначала, предлагаем вам отгадать загадку!
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая.
Ответы детей: “Гжель”!
В-ль: ребята, вы много узнали про народный промысел Гжель, и я предлагаю вам сегодня побыть мастерами! Вам нужно украсить передник матрешки цветком, а выполнять мы его будем в необычной технике- «квиллинг». Выложим цветок на передник матрешки (показ готового цветка). Как вы думаете, какой элемент квиллинга вы будете формировать, чтобы получился цветок в росписи Гжель?
Ответы детей: - «полумесяц».
В-ль: Правильно «полумесяц». Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название: квиллинг- «птичье перо». Изделия, выполненные в этой технике похожи на кружевную паутинку.
В-ль: Приглашаю вас в мастерскую «Сказочная Гжель»!
В-ль: Для того чтобы правильно выполнить цветок нам нужно посмотреть на карту-схему. На ней изображены формы: «Тугая спираль», «закрытая спираль» и «полумесяц». Укладываем полоску бумаги себе на палец, берём инструмент, вкладываем конец полоски в расщелину инструмента и начинаем плотно закручивать к себе, выполняем спираль в форме тугой спирали, крутить можно сняв с инструмента и продолжив крутить подушечками пальцев в руке. Посмотрите на карту-схему выполнения тугой спирали и на то, как делаю это я. Убираем инструмент, затем немного распускаем в руках, выполняем форму “открытая спираль”, отгибаем полоску и конец её намазываем клеем, прижимаем и получаем “закрытую спираль”. Нужно немного подержать.
В-ль: А сейчас, мастера
За работу всем пора.
Мастера скорей за дело-
Украшай матрешек смело!
В-ль: ребята посмотрите на схему, как правильно придать форме “закрытая спираль” форму «полумесяц». Взяли в руки “закрытую спираль”. Двумя пальцами рук, сжимая “закрытую спираль” формируем форму–«полумесяц». А теперь все элементы выкладывайте в цветок, как на представленной схеме.
Физ. минутка под фонограмму «Мы-Матрёшки»
Слова Движения
1. Мы, матрёшки, вот такие крошки- держатся за воображаемый сарафан
2. На платочках у нас яркие цветочки - повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»
3. Проигрыш повороты с притопами вокруг себя
4. Мы, матрёшки, вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан
5. А на ножках у нас- новые сапожки поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
6. Проигрыш повороты с притопами вокруг себя
7. Мы, матрёшки, вот такие крошки- держатся за воображаемый сарафан
8. Поплясать, поплясать- вышли мы немножко Руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево
9. Проигрыш повороты с притопами вокруг себя
Продуктивная деятельность детей проходит
под негромкое звучание песни «Иван Купала»
(слова Н. Осошник, музыка В. Осошник)
В-ль: ребята, а сейчас вам необходимо приклеить элементы цветка на передник матрешки. Обратите внимание на схему. Кистью наносите клей на лепесток и приклеиваете на передник, формируя цветок в росписи Гжель.
В-ль: Ребята, мы с вами сегодня побывали мастерами росписи Гжель. Возьмите своих матрешек и перенесите их на выставочный стол. Вам нравятся ваши работы?
Ответы детей: «да»!
В-ль: Чем вы сегодня занимались?
Дети: украшали передник матрешке!
В-ль: В какой технике вы выполнили цветок?
Дети: техника «бумагокручение»
В-ль: Кто помнит, как называется красивым словом эта техника?
Дети: называется красивым словом «квиллинг»!
В-ль: А почему технику бумагокручения называют «квиллинг»?
Дети: потому, что раньше накручивали бумагу на птичье перо, а теперь на инструмент для квиллинга.
В-ль: Кто мне скажет, как называется роспись, в которой вы выкладывали цветок в технике квиллинг?
Дети: роспись Гжель!
В-ль: Молодцы ребята! Сегодня вы очень постарались, и вы достойны быть мастерами росписи Гжель! Спасибо!