Получи документы

Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему «Русский народный костюм»

Марина Кокосьян
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему «Русский народный костюм»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

«Мастера и мастерицы»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Кокосьян М. А.

Цель

Познавательное развитие:

– Углубить знания детей о русском народном костюме, его уникальной вышивке и составляющих элементах.

Художественно-эстетическое развитие:

Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему „Русский народный костюм“» размещена в разделах

– Пробудить интерес к искусству вышивки и уважение к мастерству русских ремесленников. Способствовать развитию творческих навыков, позволяя детям создавать свои собственные узоры для костюмов.

– Освоить технику составления узоров на бумаге в клетку, имитируя вышивку крестиком, а также использовать нестандартные методы рисования, такие как печать поролоновым тычком через трафарет.

Речевое развитие:

– Расширить словарный запас детей русскими пословицами и поговорками.

Физическое развитие:

– Улучшать мелкую моторику рук.

Социально-коммуникативное развитие:

– Демонстрировать детям взаимосвязь между различными видами искусства : народными промыслами, музыкой и играми.

Материалы и оборудование

Оформление зала – стилизация под берёзовую рощу. Дети в русских народных костюмах. Подготовлены «ягоды» рябины из цветной бумаги и квадраты красного цвета. Длинная веревка со связанными концами.

Из ватмана сделана модель женского костюма Брянской области, включающая рубаху и поневу, с пустым местом для передника. На альбомных листах изображены передники с клеточками для имитации вышивки крестиком, нарисованными нитками для бус и нижней частью, украшенной методом отпечатка кружевом.

Шкатулка с трафаретами цветочных мотивов, поролоновые тычки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, клеёнка, фломастеры — всё это выдается каждому ребёнку. Также подготовлены угощения и аудиозапись русских народных мелодий. Используется клубок красных ниток.

Ход занятия

1. Вступление воспитателя:

• Ребята, к нам прикатился волшебный клубочек из сказочной страны. Он принес новую сказку. Давайте её послушаем.

• История о Марье-искуснице :

– Жила-была Марья, искусная мастерица. Она любила гулять по березовой роще, собирать цветы, слушать пение птиц и журчание ручьев. Всё, что видела, рисовала и вышивала. Краски для своих работ делала из листьев и кореньев растений.

– Марья была настолько умела, что люди сложили о ней сказку. Она научила всех желающих своему искусству. Вскоре многие начали украшать свою одежду, скатерти и полотенца.

– Почему, как вы думаете, люди украшали свои вещи? (Ответы детей). Правильно, в старину украшения несли не только эстетическую функцию – вышивка служила оберегом от болезней и бед. Люди старались защитить руки, горло, грудь. Эти узоры назывались оберегами. Вышивка делала костюм не только красивым, но и служила защитой от недругов.

2. Разговор о традициях и праздниках:

• В старину летом молодые люди надевали нарядные одежды, собирались у берез, плели венки, пели песни и водили хороводы. Хотели бы вы побывать на таком празднике? Какая одежда для этого нужна? (Ответы детей).

3. Обзор народного костюма :

• Вы уже видели женский народный костюм Брянской области (показывает образец). Давайте вспомним его основные части. (Ответы детей).

• Возможно, мы что-то упустили? (Ответы детей). Мы забыли про передник. В понёвный комплект он входил обязательно. Передник был своего рода "документом" женщины: по его крою и вышивке определяли, откуда она, замужем или нет, есть ли дети.

4. Занятие по украшению передника:

• Давайте украсим наши передники (обращает внимание на образцы на столе).

• Перед началом работы, давайте разомнем руки, разотрем пальчики.

5. Игра-разминка:

Русская народная игра «Ты, веревочка, кружись» :

– Дети встают в круг и берутся за веревку. Под веселую музыку передвигают веревку, стараясь передавать узел незаметно из рук в руки.

Ты, веревочка, кружись,

Ты, веревочка, вертись.

Узелок, остановись

И в ладошке притаись,

Может быть, у Маши,

Может быть, у Даши.

Ребенок, у которого после чтения стихотворения в руке оказался узел, выходит в центр круга и выполняет импровизированный танец. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель:

Хватит отдыхать, давайте приступим к делу. Красные девицы и добрые молодцы, начинайте работу. Умелые руки не знают скуки!

6.

Дети рассаживаются за столы, на которых их ожидают заготовки для работы. Они начинают создавать узоры на передниках, рисуя фломастерами по клеточкам, имитируя вышивку крестиком. Процесс сопровождается обсуждением с воспитателем.

Какие цвета использовали в вышивке? ( Дети отвечают: красный и черный). Почему выбраны именно эти цвета? (Красный символизирует огонь и солнце, а черный – землю). Без солнечного тепла и света жизнь была бы невозможна для людей, животных и растений. Земля же считается нашим домом и кормилицей. Как ласково люди называют землю? ( Ответ: земля-матушка). Почему её так называют? ( Потому что она питает и снабжает нас всем необходимым: овощами, фруктами, хлебом).

А что обычно вышивали на передниках? (Прямая горизонтальная линия изображала землю, волнистая – воду, вертикальная линия символизировала дождь. Огонь и солнце передавались через кресты или круглые розетки, ромбы, изображение коней. Эти символы солнца часто встречаются в народной вышивке. Женская фигура представляла богиню, олицетворяющую землю и женщину как продолжательницу рода. Цветок служил символом красоты и чистоты, красный цветок олицетворял земную любовь. Кресты были призваны отгонять зло и обозначали защиту. Дерево, чаще в виде ёлочки, символизировало долгую жизнь. Треугольник представлял человека).

Воспитатель обращает внимание на образцы. Именно из этих элементов и их сочетаний создавался узор.

В старину говорили: «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи». А наши дети постарались, и теперь у них есть красивые обереги на передниках.

Марья-искусница подготовила для вас подарок. Как думаете, что внутри этого сундучка? (Дети высказывают свои предположения). Но этот сундучок откроется только после того, как вы вспомните пословицы о труде и рукоделии.

Дети начинают называть пословицы и поговорки.

Умелец да рукодельник себе и людям радость приносит.

Не учись безделью, а учись рукоделью.

Глазам страшно, а руки делают.

Душу вложишь, все сможешь.

Мастерство везде в почете.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Не игла вышивает, а руки.

Рукам работа – душе праздник.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Иголка, иголка, ты остра и колка. Не коли мне пальчик, вышей наш передник.

Сундучок открывается, и дети получают трафареты с узорами для "вышивки". Они приступают к работе: прикладывают трафареты к передникам и закрашивают их поролоновым тычком, а мелкие детали прорисовывают кисточкой. Процесс сопровождается беседой.

Передники были действительно красивыми, их украшали другой техникой вышивки — гладью. Мастерицы, вдохновленные красотой окружающих цветов и трав, переносили растительный орнамент на разные предметы. Они работали аккуратно и усердно. Кроме вышивки, одежду украшали тесьмой и полосками бархата.

В это время звучит русская народная музыка, создавая атмосферу творчества.

Наши мастера и мастерицы создали замечательные передники. Все узоры уникальны и не похожи друг на друга. Пока вы трудились, я собрала ягоды рябины. Давайте сделаем из них бусы. На передниках уже нарисованы нитки (указывает на них, нам остается лишь нанизать ягоды-бусины.

Дети берут подносы с бумажными квадратами, скатывают из них шарики и наклеивают на изображения ниток, создавая свои уникальные бусы.

– Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти. (индивидуальное рассматривание выполненных авторских работ детей – передники)

В. – А что такое ярмарка?

Д. – Это праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Чем она знаменита? (предполагаемые ответы детей).

В. - На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке? Д. - Да.

Русская народная игра «Карусель».

В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.

Воспитатель со словами начинает игру:

Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом).

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, (дети побежали).

Тише, тише, не спешите карусель остановите.

(дети останавливаются идут шагом).

Воспитатель: Молодцы, мастера и мастерицы. Вот и потрудились, и повеселились.

А вот и угощенье всем на удивленье!

Налетайте, не стесняйтесь!

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группе Цель: Учить приклеивать на шаблон картона короткие отрезки шерстяных, цветных ниток, тем самым изготавливая джурабы-носки. Развивать композиционные.

Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 летДидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 лет Дидактические игры для дошкольников 5-7 лет по декоративно-прикладному искусству. Назначение: данные дидактические игры, сделанные своими.

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему «Русский народный костюм»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 22:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему «Русский народный костюм»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кокосьян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД