Валентина Шарова
Составление лимериков на занятии по развитию речи в старшей группе. Конспект НОД «В тридевятом царстве…»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы работы: беседа, игровое общение «Мир без тебя, был бы не интересен…», рассматривание объектов, создание игровой ситуации с использованием литературного героя, знакомство с таблицей, проблемная ситуация, развивающая игра «Логический поезд», дидактическая игра «Звуковые часы,
Формы организации детей: групповая, в парах, индивидуальная.
Публикация «Составление лимериков на занятии по развитию речи в старшей группе, Конспект НОД „В тридевятом царстве…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Цели: формировать умение составлять рифмовки - лимерики (короткое стихотворение – небылицу).
Задачи.
Образовательные:
- учить детей находить рифмующие между собой слова,
- обогащать словарный запас за счет рифмованных слов
Развиваюшие:
- развивать логическое мышление, воображение умение строить связные высказывания типа рассуждений
- развивать свободное общение со взрослым и сверстниками
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать
- побуждать детей решать конфликтные ситуации с помощью бесед, разговоров
- повышать эмоциональный настрой у детей, уверенность в себе
-развивать коммуникативные способности детей, умение работать парами, договариваться и принимать общее решение
Материал. Мультимедийная установка, картинки к игре «Логический поезд», 2 мольберта, пособие «Звуковые часы», пособие «Коврик мира», сундук, аудиозапись, модель - таблица.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, у на сегодня много гостей, давайте вместе поздороваемся с ними. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, чтоб у нас было хорошее настроение на весь день. Ребята!
В тридевятом царстве,
В далёком государстве
Собрался честной народ
Посмотреть, как слёзы льёт
Дочка царская родная —
Несмеяна молодая.
Царь велел издать указ,
Оглашён он был тотчас:
Чтобы каждый, кто желает
И от бед лекарство знает, —
Мог царевну веселить!
Чтобы слёзы она лить
Непременно перестала,
Доброй и весёлой стала!
Воспитатель. Ребята, что произошло в тридевятом царстве? (Там собрался народ посмотреть, как царевна слезы льет).
Какой указ издал царь? (Чтобы все кто желает, развеселили царевну.) Ребята, а мы можем как – то помочь царю?
Тогда пора в путь, угадайте, на каком транспорте мы поедем?
В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит.
В тридевятое царство на обычном транспорте не доехать, создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту, посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие или может, что – то другое их объединяет.
Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Ребята, как вы думаете, какую следующую картинку вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на еле. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям. Цыпленок, потому, что он живет дома, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Тарелка – она круглая как солнышко.
Воспитатель. Молодцы ребята! Поезд к отправке готов. Я паровозик, вы мои вагончики, прикрепляетесь к паровозику. (Звучит музыка.)
Вот мы и приехали.
Воспитатель. Царь гостей своих встречает
Здравствуйте гости дорогие!
Развеселить царь просит дочь
Слышать плачь ее не в мочь.
Слышен плачь.
Ребята, посмотрите, в замке висят волшебные часы! Давайте с ними поиграем. Может царевне понравится игра, она и развеселится.
- Сначала рассмотрим часы - есть стрелки, они могут вращаться в разные стороны, на них изображены предметы, давайте назовем их, вслушайтесь, как звучат эти слова.
Ребята, как звучат эти слова? Ребята, они не одинаковые, а похожи по звучанию. Рак – мак. Слова, которые похожи по звучанию, называются рифмой.
- Назовите любое слово, а я придумаю к этому слову рифму.
- Слово фонарик, придумайте, пожалуйста, к этому рифму.
Молодцы ребята.
Воспитатель.
У царя, у двора
Начинается игра.
Собирайся детвора
Возле нашего двора.
Физ. минутка. Станьте ребята, пожалуйста, парами, повернитесь лицом друг к другу, и повторяйте за мной.
Бом, бом, бом, бом (хлопаем в ладоши)
У меня дом руки над головой соединены
У тебя дом руки соединены над головой у друга
У меня щечки красные поглаживаем щечки
У тебя щечки красные поглаживаем щечки у друга
У меня брови черные показываем свои брови
У тебя брови черные показываем брови
Я твой друг подаем руку другу
И ты мой друг соединяем руки
Мы любим друг друга обнимаемся
Слышен плачь.
Воспитатель. Не удалось нам рассмешить царевну. Но вы не расстраивайтесь, мы что-то придумаем. Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, чтобы нам такое смешное придумать, чтоб развеселить царевну?
Молодцы, ребята, вы правы, мы можем составить смешное стихотворение- небылицу. А вы знаете, что такое небылица? Это то, чего на самом деле не бывает и это смешно.
В этом нам поможет таблица.
1. Стихотворение будем составлять из четырех строчек.
2. Первая и вторая строчки рифмуются между собой. Что значит рифмуются? (Последние слова звучат складно) .
3. Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.
1 строчку начинаем со слов жил – был … и называем объект, о ком будем составлять стихотворение.
2 строчка. Похож, на кого?
3 строчка. Что делал?
4 строчка. Где он еще что-то делал?
- Ребята, а давайте подойдем к столу и попробуем сочинить небылицу, чтобы рассмешить царевну.
Ребята, вспомним, сколько строчек в стихотворении. В каждой строчке есть картинки, из этих картинок нужно выбрать одну.
Давайте попробуем, жил был. выбирайте картинку в первой строчке.
Похож, на … подбирайте рифму к этому слову из картинок во 2 строчке.
Что делал?
Где?
Давайте вместе прочитаем.
Царь. Царь. Ребята, большое спасибо за помощь. Теперь у моей доченьки есть настоящие друзья. Я дарю вам коврик мира.
Воспитатель. Спасибо царь. Ребята, посмотрите, какой красивый коврик мира. Как вы думаете, для чего он нам.
А еще, если у вас возникнет спор, не спишите обижать друг друга, сядьте на коврик поговорите, поиграйте и зло исчезнет.
Давайте присядем на коврик и расскажем, друг другу, почему мир без тебя был бы неинтересен? Называя друг друга по имени.
Никита, мир без тебя был бы не интересен, потому что ты умеешь дружить.
Никита, скажи Маше, мир без тебя был бы не интересен, потому что ты…. И подай ей руку.
Молодцы ребята.
Какое у вас настроение? Почему? Кому мы сегодня помогли? Как мы развеселили царевну.
Да, ребята, я с вами согласна, ей понравилось наша небылица. А вы бы хотели научить своих друзей сочинять небылицы? Я предлагаю взять в группу таблицу, с составленной небылицей и вместе придумайте веселую небылицу.