Елена Щетинова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
Тема:
НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Что внутри яйца?»
(для детей средней группы)
Автор: Щетинова Елена Сергеевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9 "Семицветик"
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Что внутри яйца?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может проводиться в таких формах, как: дидактические игры, наблюдения, элементарные опыты, в совместной образовательной деятельности педагога с детьми, как в непосредственно образовательной деятельности (1-2 раза в месяц, так и в режимных моментах (3-4 раза в месяц).
Данная конкурсная работа – конспект НОД по познавательному развитию на тему «Что внутри яйца?» предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Данное занятие входит в цикл занятий по образовательной области «Познавательное развитие» раздела «Развитие познавательно-исследовательской деятельности». Конспект был составлен в соответствии с образовательной Программой МДОУ – детского сада № 9 «Семицветик», перспективно-тематическим планированием образовательного процесса по средней группе. Данное занятие проводилось в рамках образовательной темы «Встреча птиц» (3-4 недели апреля).
Методические рекомендации: данное занятие по познавательному развитию для детей среднего возраста могут применять воспитатели ДОУ и в работе с детьми младшего дошкольного возраста, используя меньшее количество (1-2) опытов с яйцом, а во второй части занятия в изобразительной деятельности - нарисовать «зёрнышки для курочки» или сделать коллективную работу – аппликация «Корзина с яйцами». В старшей группе можно продолжить серию занятий опытов с яйцом : «Светящееся яйцо», «Резиновое яйцо», «Метод очистки варёного яйца «для ленивых»», «Отделение желтка от белка».
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Что внутри яйца?»
(для детей средней группы)
Цель: развитие у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели интегрируются образовательные области: Познавательное развитие, Речевое, Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное.
Задачи:
Познавательное развитие:
Формировать познавательный интерес к явлениям неживой природы.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.
Стимулировать познавательную активность, умение применять ранее полученные знания.
Речевое развитие:
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.
Социально-коммуникативное развитие:
Способствовать развитию умения соблюдать правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Предварительная работа:
Опыты с водой : Свойства воды (вкус, цвет, запах, тонет- не тонет).
Рассматривание элементов дымковских узоров в книгах.
Упражнение в составлении композиции на круглой форме, используя элементы дымковского узора, определять середину и кайму.
Методы и приемы:
Практические: использование музыкальных произведений, физкультминутка, экспериментирование, рисование.
Наглядные: показ и рассматривание образца, использование ИКТ технологий (аудиозапись «Голоса птиц», рассматривание готовых работ детей, наблюдение.
Словесные: использование художественного слова, вопросы, поощрения, указания, объяснения, беседы.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационное: шапочки «Курочки» и «Лисы», корзина с яйцами
2. Раздаточное: на каждого ребенка: 2 сырых яйца, салфетки, ложки, 2 стакана с водой, соль, лупа, дощечки; бумажные шаблоны: «яйца»; гуашь, кисточки; фартуки.
3. Средства ТСО: магнитофон, аудиозапись «Птичьи голоса», песня «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Способы организации детей:
1 часть – Под музыку дети заходят в группу, встают полукругом.
2 часть – Появляется курица и лиса
3 часть – Выполняют физ. минутку под музыку «Пятнышки».
4 часть – Дети стоят возле столов, проводятся опыты с яйцом
5 часть – Дети сидят за столами, рисование узоров на шаблонах-«яйцах»
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка к песне «Как прекрасен этот мир»,
дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Как прекрасен этот мир, полный чудес и загадок.
Каждый день мы встречаемся с его тайнами.
Звучит аудиозапись «Птичьи голоса».
-Что вы слышите?
- Чьи голоса вы слышите?
-Правильно, звучат голоса лесных птиц.
-Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
-Каких перелетных птиц вы знаете? (стрижи, ласточки, кукушка, соловей).
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)
-Какие птицы остаются у нас на зиму? (воробей, дятел, сорока, снегирь, ворона).
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня в группу пришел необычный гость, а кто это - вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка: Мы хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём-
Ходим, что-нибудь клюём! ( Ответы детей: курочка).
- Правильно, это курочка! Скажите, а курочка, это какая птица? ( Ответы детей: домашняя).
В группу заходит «Курочка» (ребёнок)
-Здравствуй, курочка. Почему, ты такая грустная?
Курочка: - Здравствуйте, ребята! Как же мне не грустить - снесла я яички, да пока гуляла с цыплятками, корзина пропала.
Воспитатель: - Я, кажется, знаю - это хитрая лиса из курятника корзину унесла.
Появляется «Лиса» (ребёнок)
Лиса: Я лисичка, рыжая сестричка, очень мне хочется узнать - что находится внутри яйца, под скорлупой? Если ребята расскажут мне - верну курочке яички.
Воспитатель: Поможем вернуть яйца курочке?.
Тогда отправляемся в нашу лабораторию.
Под музыку дети выполняют физ. минутку «Пятнышки»
Текст Движения
1. У жирафов пятна, пятна,
пятна, пятнышки везде (2 раза) Хлопаем по всему телу ладошками.
Припев:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза) Щипаем себя, как бы собирая складочки.
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (2 раза) Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Проводим рёбрами ладони по телу
(рисуем полосочки).
Воспитатель: - Ребята, наденем фартуки, пройдем за столы.
Дети проходят к столам
Лиса: - Скажите, ребята, все яйца целые?
1. Опыт «Рассмотри скорлупу».
Воспитатель: - С помощью лупы, рассмотрите яйцо.
- Ребята, есть на яйце трещины? (нет)
- Если нет трещин, значит яйцо целое.
- Вы знаете, что скорлупа яйца очень хрупкая и при неосторожном обращении легко разбить. Но она одновременно очень прочная и в этом мы сейчас убедимся.
2. Опыт «Прочность яйца».
На дощечках лежит скорлупа от разбитых яиц, а теперь положите на скорлупу груз в виде мешочка с песком.
- Что произошло с яичной скорлупой? Она раскололась, лопнула? (нет)
Значит, мы можем сделать вывод, что яичная скорлупа имеет ещё одно свойство: прочность.
Лиса: - Ребята, как вы думаете, яйцо может плавать? Или оно потонет?
3. Опыт «Тонет, не тонет».
Курочка: - Чтобы решить спор, мы проведем опыт «Тонет, не тонет»
Воспитатель: - У вас на столах два стакана с водой. Берем аккуратно яйцо, опускаем его в стакан, который стоит от вас справа. Что случилось? (яйцо утонуло).
В стакан стоящий от вас слева кладем 3 ложки соли, (соль берём ложкой аккуратно, чтобы не рассыпать, размешиваем (не ударяя о края стакана) растворяем её. Теперь в этот стакан кладём яйцо.
- Что произошло с яйцом? (яйцо всплыло).
- Ребята, в какой воде яйцо всплыло?
- Итак, что мы узнали: в обычной воде, пресной, - яйцо утонуло, в солёной воде - оно плавает на поверхности, так как частички соли поддерживают яйцо.
Лиса: - А, что же, там, внутри, под скорлупой яйца?
4. Опыт «Что внутри яйца?».
Воспитатель: - Не волнуйся, Лисичка! Ты разбей яичко и посмотри, что находиться внутри.
Курочка: - Ребята, посмотрите, из чего состоит яйцо?
- Что это за густая прозрачная масса? (Это – белок)
- А желтая серединка? (Это - желток)
Лиса: - А где используют яйца?
Ответы детей: Яйцо используют в приготовлении пищи. Делают омлеты, салаты, кладут в тесто для приготовления вкусных пирожных.
Лиса: - Как много интересного я узнала о яйце. Вот, курочка, возьми свои яички.
Курочка: - Спасибо вам, ребята, за помощь. А я вам – принесла бубен и предлагаю всем вместе поиграть в игру «Весёлый бубен»
Игра средней подвижности «Весёлый бубен»
Ход игры: Дети встают в круг и под музыку передают бубен друг другу из рук в руки. При этом сначала Курочка, а потом и все вместе проговаривают слова:
«Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам,
у кого весёлый бубен тот станцует танец нам»
У кого из детей на момент окончания слов оказался в руках бубен – выходит в центр круга и под музыку выполняет танцевальные движения, а все остальные дети за ним повторяют.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Мы помогли вернуть курочке яички, а для Лисички давайте сделаем подарок
Самостоятельная работа детей - рисование
Дети садятся за столы и разрисовывают красками шаблон «яйца» элементами дымковского орнамента.
Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь.
Лиса благодарит ребят за подарки.