Вера Коновалова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с Черно-белым Королевством»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.
2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Ход НОД:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Знакомство с Черно-белым Королевством“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Сегодня, когда я пришла утром в детский сад, то у двери нашей группы я обнаружила карту и к ней было приложено письмо, в котором написано (детям группы «Солнечный Город») и без вас я не стала ее открывать ведь хозяин этой карты и этого письма хотел чтоб мы посмотрите на нее все вместе (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей).
Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.
Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.
Воспитатель: Вот мы его и отыскали, узнали вы, ребята, что это за королевство.
Дети: Да, это шахматная доска.
Воспитатель: Верно, это шахматная доска, на ней ведется шахматное сражение.
Но почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Правильно. Скажите, на какую геометрическую фигуру похожа шахматная доска?
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки. На какую геометрическую фигуру похожа одна клетка?
Правильно на квадрат. Клетки-квадратики, половина белых и половина черных, эти клетки в шахматах называются ПОЛЯМИ, светлые квадратики – ЭТО БЕЛЫЕ ПОЛЯ, а темные квадратики – ЭТО ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Давайте вместе повторим, какие поля есть на шахматной доске.
Молодцы! И если внимательно посмотрим, то они располагаются определенным образом, кто скажет как именно?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
Воспитатель: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?
Дети: 32.
Воспитатель: А черных?
Дети: Тоже 32.
Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.
Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.
Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
Воспитатель: Шахматные доски изготавливают из различного материала. Посмотрите, из какого материала сделана наша доска?
Правильно. А еще доски могут быть сделаны из пластика, картона и камня. Посмотрите.
А хотите, я вам расскажу, из какой страны к нам пришла игра «Шахматы»?
Тогда все удобно сели и внимательно слушайте!
ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад, очень много лет назад когда не было ваших родителей, бабушек. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на наш русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в прежде чем попасть к нам в Россию. Ведь между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны. Вот такой долгий путь преодолели шахматы.
Шахматная физкульминутка:
Раз и два, и три, четыре –
Ставим ноги мы пошире.
Руки врозь, наклон вперёд,
Вправо, влево. Вот народ!
Засиделся, застоялся –
В шахматы так заигрался.
- Пешка здесь и пешка там?
Ни за что их не отдам!
За коня слона, ладью?
Хорошо, подумаю!
Отдохнем сейчас немного
И по шахматным дорогам.
Раз – присели, встали – два:
Отдохнула голова.
Воспитатель: Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встретил, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей).
Сейчас я вам предлагаю пройти за столы, и сначала сядут те дети у кого на спинке стула белый квадратик, а после них сядут те дети у кого черный квадрат.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: Да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.