Светлана Лимаренко
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с учетом ФГОС «От колоска до булочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с учетом ФГОС
Тема: "От колоска до булочки"
Задачи:
обучающие:
уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб;
развивающие:
развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы) : сравнение, анализ, умозаключение;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с учетом ФГОС „От колоска до булочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
воспитательные:
воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Оборудование:
колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы.
Предварительная работа:
беседы с детьми, рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок, разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте.
Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
— Вы кто такой? — спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я — пекарь! — человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?
— А что можно сказать о мальчиках и их поступке?
— Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу?
— Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, которые подскажут вам этот путь.
Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно посев уборка урожая элеватор мельница пекарня магазин.
Воспитатель. Чтобы испечь хлеб нужна… (мука).
— А из чего её получают? (Из зёрен)
— Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте. (На столе расположены под носы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы).
Воспитатель:
Все ли зёрна одинаковые? (На одном под- носе зёрна круглые, на другом — длинные.)
— Вы правильно заметили, они разные. Круглые — это зерна пшеницы, длинные — ржи. Рожь и пшеница — хлебные растения.
— Что нужно, чтобы эти растения выросли? (Нужно зёрна посадить в землю.)
— А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив).
— Вот зёрна созрели и что с ними делают? И везут машины зерно в особые хранилища - элеваторы. Там хранят зерно несколько месяцев. Сохраняют от сырости, от холода, от вредных жучков. Из элеватора зерно везут на мукомольные заводы, где его превращают в муку.
— Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы с вами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.
— Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?
— Да, камни — это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)
— Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку. (Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно).
Воспитатель:
Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (Ответы детей.)
— Сейчас муку делают на больших мельницах — мукомольных заводах при помощи электричества.
— Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню, хлебозавод.) — А в пекарне из муки что делают? (Тесто.). На хлебозаводе всё делает машина: засыпает муку и воду подаёт, и замешивает тесто. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные кусочки и они попадают в круглый желоб. Там он крутится как на карусели и получается шарик из теста. Дальше печь выпекает замечательные булочки. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
— Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем тесто. (Дети под наблюдением воспитателя делают солёное тесто).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)
— Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин. (Дети под руководством воспитателя делают из солё ного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы).
— Славный товар мы изготовили для магазина. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете:
Хлеб — всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Хлеб — батюшка, земля — матушка.
Воспитатель: К хлебу надо относиться с уважением. Его нужно обязательно доедать. Старые люди говорят : «Оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье, силу».
— Хлеб нельзя бросать на пол, на землю. Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Литература
1. Евдокимова Е. С. Технология проек- тирования в ДОУ. — М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. — М. : АРКТИ, 2003.