Алла Шевчук
Конспект НОД по развитию речи «В гости к гномам» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать речь детей; формировать грамматический строй речи, умение мыслить логически; развивать мелкую моторику рук с помощью массажных шариков и колец Су-Джок; воспитывать эстетические чувства, желание речевого общения, чувство взаимопомощи, активность.
Задачи:
1. Образовательные:
- совершенствовать фонематический слух
- закреплять произношение звуков с и з
- упражнять в умении подбирать рифму к словам
- расширять словарь по теме «Зима»
- совершенствовать умение отгадывать загадки
2. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гости к гномам“ в старшей группе» размещена в разделах
- развивать речь, внимание, воображение
- развивать зрительное восприятие, фонематический слух
- развивать мышление
- развивать мелкую моторику рук с помощью шаров и колец Су-Джок
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- формировать навыки сотрудничества и самостоятельность
- создать атмосферу психологического комфорта и мотивацию на успешную деятельность
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приё мы:
1. Словесный (вопросы, объяснения).
2. Наглядный (иллюстрации, демонстрационный материал, видеозапись).
3. Игровой (массажные шарики и колечки Су-Джок).
Материал: гномы, Белоснежка, сундучок, конверты с заданиями, иллюстрации к загадкам, шары и кольца Су-Джок, геометрические фигуры, незаконченные рисунки и карандаши.
Ход НОД
1. Знакомство.
2. – Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
«Ах, какой сегодня день!
Улыбнёмся всем скорей!
«Здравствуй» - скажем мы друзьям,
Вам здоровья и всем нам!»
3. – Ребята, я решила обратиться к вам за помощью. Вчера мне на почту пришло письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого это письмо? Правильно, от Гномов. Они пишут, что злая колдунья заколдовала Белоснежку и просят нас помочь расколдовать её. Я знаю, что в нашем детском саду очень дружные и смелые детки. Поэтому я решила попросить вашей помощи. Ну, что, вы готовы отправиться в лес на выручку Белоснежки? Тогда в путь!
4. – Но, прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, какое сейчас время года? Правильно, зима. А почему вы решили, что зима? Какая бывает погода зимой? Конечно, зимой очень холодно и люди часто болеют. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не болеть? Вот и мы с вами сейчас сделаем небольшую разминку для того, чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу.
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать нужно носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём - ладошку держим козырьком.
Знаем, знаем, да-да-да - нам простуда не страшна (растираем ладошки).
5. Теперь мы готовы к путешествию. Нам нужно одеться (имитация одевания) и в путь!
6. Включаю видео. Любуемся зимней природой.
7. Появляются гномы. Здороваемся. Рядом сугроб.
- Всё кругом белым-бело!
Сколько снега намело!
Вот сугроб, а что же в нём?
Здесь сундук оставил Гном!
- Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке.
Достаю открытки с заданиями от гномов, коробка с шариками Су-Джок.
- Чтобы расколдовать Белоснежку, нам придётся выполнить все задания Гномов. Вы готовы?
Перед каждым заданием уточняю цвет Гномика.
Первое задание. Загадки от Красного Гнома.
- Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц)
-Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались? Это (Солнце).
- Я увидел свой портрет,
Отошёл – портрета нет. (Зеркало).
- Странная звёздочка с неба упала
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).
- Всё кругом бело и нежно, и узор на окнах снежный.
Иней на ветвях, как в сказке, и мороз лишь для острастки.
Никого он не пугает, дети весело играют.
А когда это бывает? Зимой)
После каждой отгадки выставляю иллюстрацию на доске.
- Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
Второе задание. Разминка от Оранжевого Гнома (с шариками)
-Ребята, а у следующего гнома не открытка, а коробочка. Что же в ней? (Достаю шарики Су-Джок и предлагаю детям их потрогать, подержать).
- Ребята, это шарики не простые, с их помощью мы можем заботиться о своём здоровье, делать массаж, зарядку и разминать наши ручки. Давайте попробуем.
- Мяч по кругу я катаю, взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
Каждым пальчиком прижму, и другой рукой начну.
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
А теперь последний трюк - мяч летает между рук.
Ну вот немного отдохнули, а теперь - следующее задание.
Третье задание. Д/игра «Подбери рифму» от Жёлтого Гнома.
Ребята, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются. Например, шишка-малышка, птичка-невеличка, но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха.
Послушайте строчки, которые написал писатель Николай Красильников:
• «Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку)».
• «Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»
Предлагаю вам поиграть в такую игру. Вы будете подбирать рифму.
Над лугами, над водой хлынул дождик проливной,
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует цветная (радуга).
Утром дед спросил у внучки: «Почему не моешь?» (ручки)
Михаил играл в футбол и забил в ворота (гол)
Солнце светит очень ярко, бегемоту очень (жарко)
Где обедал воробей? В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка поливал цветы из (лейки)
Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему (поможет)
Четвёртое задание от Зелёного Гнома. Д/игра «Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
Молодцы, вы очень хорошо справились и с этим заданием. А теперь посмотрим, какое задание у пятого Гнома. Какого он цвета? (Голубой).
Пятое задание от Голубого Гнома. Игра «Расскажи про героя сказки»
Я хочу проверить, как вы знаете сказочных героев.
(На столе лежит коробка с карточками, на которых изображены сказочные герои. Дети подходят по одному, вынимают картинку и рассказывают про того героя, который им достался.)
• Буратино - веселый, озорной мальчик, его сделал Папа Карло из полена, его друзья пес Артемон, Пьеро и Мальвина.
• Снегурочка - маленькая ледяная девочка, её из снега вылепили дедушка и бабушка, если она будет прыгать через костер, то может растаять.
• Карлсон - маленький, толстенький человечек, с пропеллером на спине, живёт на крыше, любит гулять по крышам и есть варенье.
• Дюймовочка - очень маленькая девочка, появилась из цветка, её украла злая жаба и хотела выдать замуж за своего сына.
• Лиса - хитрая, рыжая плутовка, обманула и съела колобка.
• Царевна Лягушка - маленькая и зеленая, к ней в болото попала стрела Ивана Царевича и он забрал её с собой во дворец.
• Незнайка - маленький человечек из Цветочной страны, очень веселый и озорной, с ним всегда происходят разные веселые истории.
• Красная Шапочка - очень хорошенькая, добрая девочка, ей бабушка подарила красную шапочку, она отнесла ей пирожки и горшочек с маслом.
• Чебурашка - маленький зверек, с добрыми глазами и большими мягкими ушками, его нашли в коробке с апельсинами. У него есть настоящий друг крокодил Гена.
• Винни-пух - это медвежонок, очень любит полакомиться медом, но очень боится пчел, может сочинять веселые стишки и песенки. И т. д.
Шестое задание от Синего Гнома. «Заколдованные сказки»
-Ребята, Колдунья заколдовала наши любимые сказки. Давайте попробуем угадать, что это за сказки. (Показываю схемы из геометрических фигур, одновременно спрашиваю, какие это фигуры. Дети отгадывают сказки).
-«Три медведя»
-«Три поросёнка»
-«Волк и семеро козлят»
-Очень хорошо, ребята. Это было очень трудное задание, но вы справились. Осталось нам выполнить ещё одно задание Гномов. Какого цвета последний Гном? Правильно, фиолетовый.
Седьмое задание от Фиолетового Гнома. «Дорисуй».
-Ребята, чтобы выполнить это задание, нужно сначала помассажировать наши пальчики. Внутри каждого шарика есть колечко. Достаньте его. Давайте по очереди оденем колечко на каждый пальчик. (Разминка).
- Мальчик-пальчик, где ты был? (Большой пальчик)
- С этим братцем в лес ходил. (Указательный пальчик)
- С этим братцем щи варил. (Средний пальчик)
- С этим братцем кашу ел. (Безымянный пальчик)
- С этим братцем песни пел. (Мизинчик)
-А теперь то же самое выполним на другой руке.
-Ребята, следующее задание не такое, как все остальные. Послушайте. Чтобы расколдовать Белоснежку, нужно сделать что-нибудь волшебное, прекрасное. Как вы думаете, что это может быть? (Предположения детей).
- А я хочу вам предложить совершить такое чудо: чтобы среди зимы расцвели прекрасные цветы. Это поможет нам расколдовать Белоснежку. Для этого сейчас вы должны закончить рисунок гномов. (На столах незаконченные рисунки и карандаши. Дети садятся и рисуют, а в это время на доске появляется Белоснежка).
Ребята показывают свои рисунки.
Белоснежка благодарит детей за то, что они её расколдовали и дарит угощение.
- Ребята, давайте поблагодарим Белоснежку, попрощаемся с Гномами и отправимся домой.
-Закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились в детском саду.
-Ну вот мы и дома. Сколько добрых дел мы с вами сегодня совершили. Вспомните, где мы побывали, кому помогали? Вы обязательно расскажете своим друзьям о том, что вы делали и научите играть с шариками Су-Джок.
- А я хочу вам сказать спасибо за помощь.