Анастасия Рябова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Космические дали»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель: углубление знаний детей о космосе.
Задачи:
1. Образовательные: обогатить и систематизировать знания детей о космосе, продолжать учить отгадывать загадки; Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему „Космические дали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие задачи: развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать мыслительную активность; развивать зрительную память, внимание, смекалку; развивать творческие способности; развивать речь.
3. Воспитательные задачи: воспитывать в детях желание и стремление познавать космос, планеты, спутники и все, что с ним связано; воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма; воспитывать желание быть сильным и смелым.
Используемые методы и приемы обучения: проблемно – диалогический, игровой, словесный, творческий, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
Прогнозируемый результат: осведомленность детей о космосе : знание планет солнечной системы, знание разных видов небесных тел, знания о полете Ю. А. Гагарина, знание профессии космонавта, ориентирование в деталях костюма космонавта; умение ориентироваться в некоторых планетах и небесных телах, знание планеты Земля; способность рассказывать о космосе; чувство гордости к профессии космонавта; заинтересованность и потребность в дальнейшем узнавании космических тайн.
Ход занятия.
Вступительная часть. (Дети стоят на ковре вокруг воспитателя).
Воспитатель: «Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе?» Ответы детей (звезды, луну).
«Сколько на небе звезд?» (много, их не сосчитать)
В. : «Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками. Что представляет собой звезда?» Ответы детей, если дети затрудняются ответить дополняет воспитатель. (Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.)
Основная часть (дети садятся на стульчики)
В: «Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных. Например, есть созвездие Большая медведица».
В. : «Отгадайте загадку, тогда вы узнаете, что еще можно увидеть на небе».
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня. (Луной! (слайд 2)
В. : «Луна - это спутник Земли. А что же такое Земля?» Ответы детей (Земля - это планета.) (слайд 3)
В: «Верно. Мы говорили, что Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты. Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной?»Ответы детей. (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)
В: «Алина Л. расскажет нам стихотворение о планетах». Выходит ребенок, читает стихотворение.
У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.
В. : «Наша Земля — это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные светящиеся огненные шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси, кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Все планеты Солнечной системы различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку». (слайд 4)
Дидактическая игра «Солнечная система» (у детей карточки с изображением планеты, ребенок поднимает соответствующую картинку вверх, если отгадывает загадку)
В. : «Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту». (слайды с 5-13)
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)
А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)
А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета. (Земля)
К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)
А эта планета гордится собой,
Поскольку, считается самой большой. (Юпитер)
Планета кольцами окружена И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
А что за планета Зеленого цвета? (Уран)
Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун)
В. : «Молодцы!» (воспитатель читает стихотворение)
Кружиться хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
В. : «Почему мы можем утверждать, что только на Земле есть жизнь?» ответы детей (Это подтверждают исследования ученых.)
В. : «Человека всегда интересовал загадочный мир Космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения. И вот ученые под руководством Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство».
В: «Какое живое существо первым побывало в Космосе?»
Ответы детей ( Собаки: Белка и стрелка). (слайды 14-15)
В. : «Верно, Белка и Стрелка полетели в космической ракете с названием «Восток». Кто первый на планете подняться к звездам смог?» Ответы д.
В: «12 апреля 1961 года впервые в мире Ю. Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна». (слайд 16)
В: Кто повторил подвиг Гагарина? (Г. Титов, В. Терешкова, С. Савицкая) (слайд 17-18)
В: «Чем занимаются космонавты во время полета?» Ответы детей (Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся ураганах, тайфунах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, обеспечивают спутниковую теле, радио связь.)
В. : «Я вас приглашаю в путешествие по звездному небу или в космос. У всех путешественников есть карта путешествия. Вот и у нас есть такая карта (детям демонстрируется карта путешествия, на которой последовательно изображены девять планет, космонавт, скафандр и другие атрибуты одежды, космический корабль, космическая станция). Для того, чтобы совершить путешествие, необходимо тренироваться. Выполним общеразвивающие упражнения. В космос могут полететь только сильные и выносливые люди. Готовы?»
Физкультминутка (дети строятся в кружок)
1. взлетают вверх ракеты – руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой (5 раз) ;
2. ракета в космосе – ноги на ширине плеч, руки прямые над головой, ладони сомкнуты, наклоны в стороны, вперед и назад (5 раз) ;
3. космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают – руки на поясе, вытягивание головы вверх и повороты вправо, влево (5 раз) ;
4. в невесомости летим – руки в стороны, поочередное поднимание колен (5 раз);
5. держим равновесие – быстро, быстро кружимся на месте с закрытыми глазами, на сигнал «стоп» останавливаемся, кто умеет удержать равновесие?
Воспитатель: молодцы! Вы все можете лететь в космос! Итак, начинаем наше путешествие! Дети имитируют движение летящей ракеты (поднимают вверх руки, соединяют ладони вместе, произносят звук уууууууууу и совершают движение по группе) .
В: «Остановка. Станция «Планеты». Мультзал. Просмотр мультфильма «Смешарики», серия «Солнечная система». После просмотра подвести детей к тематическому стенду «Солнечная система». Воспитатель рассказывает ситуацию о потерявшемся человечке, который не может найти свой дом. Дети подсказывают на какой планете есть жизнь. Воспитатель усаживает человечка на планету Земля с помощью магнита. Детей подводят к мысли, что на этой планете есть жизнь.
Воспитатель приглашает детей продолжить путешествие.
В: «Следующая Станция «Космонавт»». Беседа: - Кто такой космонавт? - Чем он занимается? – Какой образ жизни ведет космонавт? - Какую пользу для народа приносят космонавты? – Чем интересна их работа? и др.
Речевая игра «Скажи наоборот»
В: «Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество».
(Ленивый – трудолюбивый, Злой – добрый, Слабый – сильный, Медлительный – быстрый, Неряшливый – аккуратный, Грустный – веселый, Нервный – спокойный, Старый – молодой, Трусливый – смелый, Неуклюжий — ловкий).
В: «Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.» (трудолюбивый, сильный, смелый, ловкий, быстрый и т. д.)
В: «Вы бы хотели стать космонавтами?» Демонстрация фото космонавта Ю. А. Гагарина. Рассказ об известном космонавте.
Дети: «Это космонавт – Ю. А. Гагарин. Он летал в космос. И первым вышел в открытый космос. Он обследовал поверхность Земли. Гагарин летал на корабле «Восток – 1»».
Рассказ о «Белке» и «Стрелке». Дети: «Белка» и «Стрелка» - это две собачки, которые тоже летали в космос. Они были первыми животными в космосе. На них одевали такие же костюмы, как и на космонавтов. Своим полетом собачки доказали, что могут работать в открытом космосе наравне с человеком. Были награждены за смелость медалями). Демонстрация фотопортретов.
В: «Приглашаю на следующую Станцию «Гардероб космонавта»». Воспитатель предлагает детям продолжить путешествие. Приглашает их в гардеробную космонавта, где на столах разложены их предметы одежды: скафандр, шлем, перчатки, ботинки и баллоны с воздухом. Поочередно дети рассматривают каждый предмет одежды и определяют его назначение и особенности (слайд 20)
Игра «Мы в скафандре» (имитация движений).
1. «Одеваем скафандр». Проверяем скафандр на свободу и раскованность движений. Выполняем упражнение руками «Мельница» по 5 раз.
2. «Одеваем шлем». Проверяем шлем на комфортность для головы. Выполняем повороты головой в стороны по 5 раз.
3. «Одеваем ботинки». Проверяем удобства высокой платформы ботинок. Их прыгучесть и отталкиваемость. Выполняем 10 прыжков на двух ногах.
4. «Одеваем перчатки». Проверяем защищенность кожи рук от воздействия внешних факторов. Хлопаем в ладоши. 10 раз.
5. «Одеваем на плечи баллон с воздухом». Проверяем способность организма дышать. Делаем вдох – поднимаем плечи; делаем выдох – опускаем плечи. Повторить 5 раз.
Воспитатель: «Молодцы! Мы посетили с вами гардероб космонавта и узнали об их специальной одежде».
В: «Следующая Станция «Космический корабль»» На этой станции дошкольники рассматривают иллюстрации космического корабля «Восток – 1», на котором летал в космос Ю. А. Гагарин. Беседа: - Из каких строительных частей состоит космический корабль? - Зачем ракете крылья? – Какую роль играет заостренный нос у корабля? – Зачем космическому кораблю нужны иллюминаторы? Воспитатель предлагает для ознакомления рассмотреть альбом «Разные космические корабли и ракеты».
В. : «Станция «Траектория полета космического корабля» (на карте дети находят изображение ракеты, движущейся по пунктирной линии к планете). Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут запускать ракету в открытый космос. Для этого им нужен маршрут полета ракеты. Дети занимают места за столом. берут цветные карандаши и рисуют путь ракеты до планеты. Название корабля и планеты дети придумывают сами. По завершении работы дети, по желанию, демонстрируют свое творчество, сопровождая его рассказом (название корабля и куда, на какую планету летит).
Заключительная часть.
Воспитатель хвалит детей, обобщает результаты занятия, делает вывод об осведомленности дошкольников о космосе, и подводит детей к столу, на котором лежат заготовки бумаги для создания игрушечной ракеты.
В: «Теперь я предлагаю вам сделать из бумаги ракету «Восток-1» и дополнить, украсить ее необходимыми деталями» Дети делают самостоятельно по предложенной схеме ракеты. Воспитатель следит за работой, оказывает помощь. Дети работают спокойно, в разных темпах. После того, как большинство детей сконструировали ракету из бумаги, воспитатель говорит: «Ребята, давайте прервемся на минутку и посмотрим, что получилось у детей, которые сделали ракету. Ваня расскажи как ты делал ракету и на какую планету она полетит, Маша покажи и расскажи и т. д. Молодцы! Мы сделаем выставку наших работ». В: «На этом наше занятие окончено! Всем спасибо, занимались хорошо!» Воспитатель в свободное от занятий время предлагает разучить считалку «На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два, три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун. А за ним, уж, потом, девятый – дальше всех – Плутон!»