Наталья Петухова
Организация режимного момента: утренняя гимнастика во всех возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически.
Систематическое проведение утренней гимнастики способствует:
-укреплению костно-мышечной системы;
- увеличению тонуса нервной системы ребенка;
- оздоровлению организма в целом;
- развитию физических качеств и способностей детей;
- закреплению двигательных навыков.
Благодаря утренней гимнастике у детей повышается работоспособность, улучшается настроение и подготавливается организм к нагрузке предстоящего дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. Это обязательная часть режима дня и проводится ежедневно. Она приучает детей к дисциплине и порядку.
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения, разные виды ходьбы, бега. II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно. III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, малоподвижные игры, хороводы, дыхательные упражнения.
Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3-4 общеразвивающих упражнения, количество повторений каждого упражнения 4-5 раз, продолжительность ее до 5 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 3 до 4 лет содержит 4-5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-6 раз, продолжительность 5 - 6 минут.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой.
Общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, колечки, кубики.
На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы выполнения.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста
С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.
Комплекс гимнастики содержит 4-5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-6 раз, продолжительность ее 6 -8 минут.
Структура построения утренней гимнастики такая же. Для выполнения комплекса упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется построение в звенья.
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста
Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 5-6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 6-7 раз, продолжительность ее до 8-10 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 6 до 7 лет содержит 6 – 8 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 7-8 раз, продолжительность ее до 10-12 минут.
Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах.
Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой. Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
1. Традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
2. Игрового характера (в нее могут быть включены подвижных игры разной степени интенсивности)
Включаются 2-4 подвижных игр разной степени интенсивности и разными видами основных движений. Она проводится следующим образом. Например, вначале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой;
3. Обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
4. С использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
5. Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего действия. Затем дается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей. В конце предлагаются дыхательные упражнения)
6. С использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
• комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц;
• в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения;
• упражнения должны выполняться из разных исходных положений;
• подбираются упражнения разной интенсивности, темпа;
• чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов;
• используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись);
• каждый комплекс должен быть интересен детям.
Один комплекс утренней гимнастики проводится 1-2 недели, на второй неделе с усложнением.