прудникова татьяна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Образовательные : Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи.
В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая; соль растворяется в воде, соль можно выпарить из солёной воды; солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности). Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Что мы знаем о соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательной деятельности, воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом, умение работать в команде.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: стаканчик с образцами соли (мелкая – экстра, крупная – каменная, половина листа картонной бумаги чёрного цвета, лупа; два стаканчика пластиковых, пластиковая ложка, пластиковая бутылочка с водой; пиалка, пластиковая ложка, баночки с размельчёнными цветными мелками. Две свечки, две чайных ложки; две поллитровые банки, два сырых яйца, салфетки; два стеклянных стакана, Картинки на тему «Применение соли», видеофильм «Добыча соли».
Ход:
Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, на пороге нашей группы я увидела письмо отправленное из научно-исследовательского института с просьбой помочь провести исследования. Прежде, чем мы с вами приступим к исследованиям, хочу спросить, знаете ли вы что такое научно-исследовательский институт (учреждение, специально созданное для организации научных исследований) А кто работает в научно- исследовательском институте? (учёные) Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать по картинкам:
Добывают её в море (1 картинка).
И на суше (2 картинка).
Применяют для приготовления и сохранения пищи (3 картинка).
Еще её используют для оздоровления (4картинка).
Дети: соль
Правильно - это соль? А кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?
Дети: Чтобы солить пищу.
Воспитатель: А зачем нужно солить еду (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная: (достаю каменную соль и показываю детям)
Бывает каменная соль, (подношу ее к детям) ребята попробуйте ее и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей (похожа на песчинки, кристаллики).
Еще в пищу можно использовать поваренную соль (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, попробуйте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей. (мягкая, мелкая).
А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной – ответы детей.
Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль) Это соль в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
О соли ребята говорят так : из воды родится, а воды боится. А скажите, пожалуйста, почему так говорят,/Ответы детей/
- Я приглашаю вас в наш небольшой киносалон и посмотреть презентацию о том, откуда же берётся соль и где она используется.
/Воспитатель демонстрирует презентацию «Добыча и использование соли»
-Вывод: откуда же, ребята, берётся соль? / Ответы детей: соль добывают из солёных морей и озёр) Где используется соль (Ответы детей)
- В старину соль очень ценили, поэтому в народе сложили такие пословицы и поговорки:
• Без соли и хлеб не естся;
• Без соли, без хлеба – худая беседа;
• Без соли, что без воли: жизни не проживёшь;
Ребята, мы с вами убедились в том, что соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди оздоравливаются.
И для вас я подготовила соляную дорожку, которая нам поможет закалиться и оздоровиться. (дети снимают обувь)
Физминутка (ходьба по соляной дорожке)
А чтобы не было скучно мы пройдемся по лечебной дорожке с веселыми словами.
«По дорожке мы идем, по дорожке не простой, по дорожке солевой, будем ножки закалять и здоровье укреплять.
А теперь мы все потопаем, потопаем, потопаем
Еще раз потопаем, потопаем, потопаем (ходьба по соленой дорожке)
Стройными, здоровыми все хотим мы стать
Добрыми и сильными, что б весь мир обнять.
(ходьба по сухой дорожке с выполнением упражнений)
(проводится два раза)
(Пока дети обуваются, воспитатель открывает ширму с лабораторией.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дорожка здоровья привела нас в мини лабораторию и я приглашаю вас как настоящих ученых исследователей, провести опыты с солью. Чтобы наши исследования были более точными, действовать надо строго по моей инструкции.
Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: на лист картона ложечкой положите образцы солей. Рассмотрите их под лупой и скажите, одинаковые ли они и чем отличаются? (Образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов,; соль №2 более мелкая, имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки; соль не имеет запаха, солёная на вкус, сыпучая).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей) Сейчас мы это узнаем.
Опыт № 1.
Налейте в стаканчики немного воды. Положите в каждый стаканчик по одной чайной ложке разные образцы солей. В каком стаканчике соль исчезла быстрее и почему?
/Ответы детей/
Вывод: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.
- Ребята, а как вы думаете, куда исчезла соль? /Ответы детей - она растворилась в воде/.
- А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? / Ответы детей: попробовать на вкус/.
Опыт № 2
-Для следующего опыта я возьму две свечи, зажгу их. Затем на одну чайную ложку наберу обыкновенной воды, а на другую – солёной воды. Теперь я буду нагревать их. Как вы думаете, для чего я это делаю? /Ответы детей/ Что должно произойти? /Ответы детей/. Что происходит с водой? /Ответы детей/. Чем отличаются ложки после выпаривания воды? /Ответы детей/. Почему? /Ответы детей/.
Вывод: этот опыт ещё раз доказывает, что соль в воде не исчезла, а растворилась в ней. Растворив соль в воде, её можно получить вновь, выпаривая солёную воду.
Опыт № 3
- Приглашаю ко мне подойти двум детям. Вот каждому из вас банка с водой, попробуйте её и скажите, какая она? /Ответы детей/. Теперь один из вас положит в банку 3 столовых ложки соли, размешает её. Теперь какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому яйцу и опустите их каждый в свою банку. Что с ними произошло? /Ответы детей- в пресной воде яйцо утонуло, (в соленой воде яйцо не тонет, плавает, т. к. соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут).
В-ль: Как вы думаете, почему? /Ответы детей/.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
Ребята, как мы уже знаем, что соль белого,а как вы думаете, можно её сделать цветной (ответы детей)
_ А вы сами хотите попробовать изготовить цветную соль? Я вам в этом помогу. Давайте процдём в нашу мастерскую.
/Дети рассаживаются по два человека за стол/
- Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем соль красить с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в пиалу по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой стакан. Следите за тем, чтобы ваши цвета не смешивались, а красиво сочетались.
/Выполнение детьми работы, воспитатель при необходимости помогает, обращает внимание на умение работать в команде. /
- Итак ребята, я сегодня буду писать отчёт о наших исследованиях. Как вы думаете, что можно написать в отчёте? Скажите, пожалуйста, какими свойствами обладает соль? (Она белая, без запаха, на вкус солёная, растворяется в воде, не исчезает, а остается в воде, растворившуюся соль в воде, её можно получить вновь, выпаривая солёную воду, в соленой воде многие предметы не тонут).
Что нового вы узнали о соли? /Ответы детей/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /Ответы детей/.
Большое вам спасибо за ваши исследования и я уверенна что они будут полезны для учёных, а за вашу работу я покажу вам фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.