Полякова Людмила
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Я — ребенок, имею право»
Тема: «Я — ребенок, имею право»
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных национальностей, же-лание помочь другим в беде.
Развивающие: развивать познавательный интерес.
Образовательные :
Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в кото-рой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Я — ребенок, имею право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Закреплять знания о национальностях, проживающих в Оренбургской области.
Совершенствовать речь как форму общения.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : оформление развивающей среды, внесение волшебной шкатулки, словесное обращение.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, показ образца свидетельства о рождении ребенка.
3. Приемы организации практической деятельности детей : внесение шкатулки, беседа, комментирование, дидактическая игра «Скажи ласково»
4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении, чередование видов детской деятельности
5. Приемы оценки и самооценки: словесное поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
письмо, волшебный сундучок с картинками о правах ребенка, образец свидетельства о рождении ребенка, мягкая игрушка, картинки с национальными костюмами.
Виды детской деятельности в НОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Музыкальная.
Физическая культура.
Ожидаемые результаты:
- ребенок знает о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).
- ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, пытается понять суть происходящего.
- ребенок эмоционально реагирует на художественные произведения.
- ребенок использует вербальные и невербальные средства общения.
- ребенок знает национальности, проживающие в Оренбургской области.
Критерии оценки деятельности детей в процессе НОД:
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в коммуникативной деятельности.
3. Сопереживает.
4. Эмоционально реагирует.
5. Соподчиняет мотивы.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументирует своё мнение.
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Речевое развитие Загадывание загадок, чтение стихотворения Совершенствовать речь как форму общения.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Позна-ватель-ное раз-витие Рассматривание картинок с изображением национальной одежды. Закреплять знания о национальностях, проживающих в Оренбургской области.
Физиче-ское развитие Физминутка Повышение умственной и физической работоспособно-сти, предупреждение утомления.
План НОД
1. Вводная часть:
Коммуникативная игра «Скажем друг другу - здравствуйте».
2. Основная часть:
Беседа.
Чтение стихотворения.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Физминутка.
Отгадывание загадки.
Дидактическая игра «Покажи национальный костюм»
3. Заключительная часть:
Беседа.
Длительность НОД 2 мин
25 мин
3 мин.
30 мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей Определе-ние цели. Дети встают в круг и повторяют все вместе:
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Дети садятся на свои места.
Речевое раз-витие.
Социально-коммуника-тивное раз-витие.
2. Основная часть.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Малышка шла знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Ребята, а как вы думаете, что такое право? (ответы детей)
Права – это то, без чего человек не может жить до-стойно. Права не нужно покупать или зарабаты-вать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело боле-ют. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специаль-ный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, за-писанные в Конвенции и не нарушать их.
Раздается стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.
Воспитатель (выглядывает за дверь, затем обра-щается к детям) : Что за чудеса? За дверью никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес есть. Давайте прочитаем, кому это письмо предназначе-но: «SOS! Срочно. Куда: Россия, г. Оренбург, ул. Самолетная 216 «б». Кому: Воспитанникам подгото-вительной к школе группы. Откуда: Сказочная страна». Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, посмотрим у кого случилась беда?. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон хочет, чтобы ему все под-чинялись и постоянно ущемляет наши права. Про-тивостоять ему могут только те, кто знает Конвен-цию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста».
Ребята, что будем делать?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Тогда давайте разбираться по по-рядку. У меня есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то картинки. Они нам помо-гут узнать лучше свои права. (Достает картинку показывает детям). Как вы думаете, какое это пра-во?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь. У каждого из вас своя жизнь и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?
(Ответы детей) .
Воспитатель достает следующую картинку. Каж-дый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.
Ребенок читает стихотворение:
Дорожите именем своим –
Имена даются не случайно.
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим!
Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный до-кумент – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Да-вайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (про-водится игра в кругу, передается мягкая игрушка) .
Воспитатель достает следующую картинку. Каж-дый ребенок имеет право на медицинскую по-мощь!
Ребенок читает стихотворение: Если дети заболе-ли,
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только врач!
Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицин-ский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью. Как, подскажите? (Ответы де-тей) .
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись.
Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять ру-ки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке? (Достает следующую картинку) : Ребенок имеет право на образование. Каждый ре-бенок имеет право учиться в школе, писать, читать. И у вас есть «волшебные друзья», а что это вы узнаете, отгадав загадку:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает».
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, книги помогают вам раз-вивать свое мышление, сообразительность, фанта-зию, а главное, хорошо учиться.
Воспитатель достает следующую картинку. Ребе-нок имеет право на отдых и досуг. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, сту-дии, где можно заниматься пением и танцами, ри-сованием, делать модели самолетов и машин. Каж-дый ребенок может выбирать развлечения и заня-тия по своим интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?
(Ответы детей) .
Воспитатель достает следующую картинку. Все де-ти имеют одинаковые права не зависимо от воз-раста, пола, религии и цвета кожи. Каждый ребе-нок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Россия - многонациональное гос-ударство, в котором живут люди разных нацио-нальностей. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. А вы знаете национальности, которые проживают на территории Оренбургской области?
(Ответы детей.)
Сможете мне показать костюмы людей тех нацио-нальностей, что проживают у нас.
Дидактическая игра «Покажи …. национальный костюм»
Воспитатель :«Покажи русский национальный ко-стюм».
Ребенок выбирает картинку с этим костюмом и по-казывает остальным детям.
Воспитатель: «Покажи татарский национальный костюм».
Ребенок показывает.
И т. д.
Воспитатель достает следующую картинку. Каж-дый ребенок имеет право на защиту от физическо-го и психологического насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспиты-вать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обя-заны слушаться своих родителей, любить и ува-жать их, заботиться о них в старости. Познава-тельное раз-витие.
Речевое раз-витие.
Социально-коммуника-тивное раз-витие.
Физическое развитие.
3. Заключительная часть.
Беседа. Оценка деятельности де-тей и самооценка.
Подведение ито-гов НОД. Воспитатель: Жизнь – это самое дорогое на Земле
А как по новому, ласкательно звучат ваши имена
Что ещё вам сегодня особенно было интересно?
Что нового вы узнали?
Предлагаю выбрать смайлики «Разного настроения» и рассказать нам почему именно его вы выбрали.
Речевое раз-витие
Социально-коммуника-тивное раз-витие
Длительность НОД: 30 мин