Наталья Николаевна Полищук
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Свойства дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла.
3. Закрепить умение сравнивать предметы по характерным признакам.
Развивающие:
1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Свойства дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами.
4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.
5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.
2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Приветствие.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Приглашаю присесть на стулья.
Что, ребята, все готовы?
Слушать, думать, отвечать?
Ни минутки не терять
И все-все запоминать?
- Посмотрите. у меня на столе лежат 2 коробки. Как вы думаете, что в них может быть? (ответы детей)
У меня есть маленькая подсказка: отгадайте загадки и поймете, что внутри коробок.
1. Цветной Ивашка
Где носом проведёт
Там след кладёт. (Карандаш)
Он на длинной тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)
- Молодцы ребята загадки отгадали.
Проблемная ситуация.
- А как же нам узнать, в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? (потрогать, понюхать, по звуку, предложить в случае затруднения опорную модель обследовательских действий при помощи органов чувств).
- Давайте попробуем узнать по звуку. Кто попробует?
Попробуем определить на ощупь. (Потрогать с закрытыми глазами)
- Из чего сделан гвоздь? (Ответ детей – Гвоздь сделан из металла)
- Если гвоздь из металла, про него можно сказать: какой он? (гвоздь металлический)
- Из чего сделан карандаш? (карандаш сделан из дерева)
- Если карандаш из дерева, про него можно сказать: какой он? (карандаш деревянный)
Правильно. молодцы.
- Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик. Они хорошие друзья, но очень любят спорить. Никак не могут решить, кто из них самый нужный.
- Хотите помочь им разобраться? Для этого нам надо узнать о свойствах дерева и металла.
- Ребята, я предлагаю вам послушать необычную сказку про двух друзей. Она поможет нам узнать свойства металла и дерева. Запомнить свойства этих материалов нам поможет таблица, которую мы будем заполнять. (обращаю внимание на таблицу, вверху с одной стороны - карандаш, с другой - гвоздик)
Сказка.
- Жили-были два друга - металл и дерево. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход.
Идут они, и вдруг а на пути препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка)
Как вы думаете, смогут ли металл и дерево перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
- Давайте проверим - проведем эксперимент.
1. «Легкий – Тяжелый»
Ребята, опустите деревянные и металлические предметы в воду.
Дети опускаю материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический предмет сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянной палочкой? Почему она не утонула, плавает?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.
- Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
- Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей). Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).
-Вот и перебрались друзья на другой берег. Карандаш сразу загордился, ведь он выручил своего друга.
- Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие (огонь).
- Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.
2.«Горит - не горит»
- Что произойдет с деревом, если оно попадет в огонь?
- Как вы думаете, а что будет с металлическим предметом? (вспомнить крышку от кастрюли, чайник)
- Правильно, металл сильно нагреется, но не сгорит (отмечаем в таблице)
Так как, Металл не горит, он помог своему другу перебраться через костер. Загордился Гвоздик и решил рассказать о себе вам, ребята.
Видеосюжет о металле.
Физминутка.
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Пошли друзья дальше. Идут и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.
3. «Звонкий - глухой»
Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (металла)
Давайте возьмем ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
- А у меня ложки какие? (деревянные)
Как они звучат? Звонко или глухо? (позвенеть колокольчиком).
Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево - более глухой.
(отмечаем в таблице)
- Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть (картинка дома).
- Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
- Можно ли построить дом из металла? (ответы детей) Как вы думаете, хорошо ли будет жить в доме из металла? Почему? (размышления детей)
4.«Теплый - холодный»
- Давайте проверим, какой материал теплее: дерево или металл.
Возьмите в руки деревянный предмет. Что вы чувствуете? (ответы детей).
- Теперь возьмите металлический. Какой он? (холодный)
Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из. (дерева) (отмечаем в таблице)
Отдохнули друзья в доме и решили, что больше спорить не будут. Поняли они, что людям нужны и металл, и дерево, что без них не может человек обходиться, а значит, они оба одинаково самые нужные. Вот такая сказка с хорошим концом.
- Ребята, наша таблица заполнена. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево и металл.
- Напоследок наши новые друзья Гвоздик и Карандаш приготовили игру. Поиграем?
Игра называется "Что из чего сделано". Дети выкладывают на 2 подноса предметы: деревянные и металлические.
- Посмотрите, как много нужных и полезных предметов сделано из дерева и металла.
- Спасибо, Карандаш и Гвоздик, что пришли к нам в гости. Мы узнали много нового и