Ольга Владимировна Селиверстова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья вместе и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по социально-личностному развитию
Воспитатель: Селиверстова О. В.
Тема: Семья вместе и душа на месте.
Цель: Знакомство с русскими народными семейными традициями.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Семья вместе и душа на месте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Задачи: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька; определениями: старинный, деревянный, расписной; учить составлять описательные рассказы по иллюстрациям о семье. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; любовь к своей семье.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы: словесный (вопросы детям, рассказывание, инструкция, загадывание загадок, наглядный (показ, сюрпризный момент, практический (оказание помощи).
Материалы и оборудование: кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из ткани изготовления оберега.
Подготовительная работа: беседа по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: оберег, тезка, колыбелька, старинный, расписной.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
А сейчас мы с вами попробуем проснуться хорошенько, что бы узнать много нового. Повторяем за мной:
Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)
И тихонечко к окошку –
Руку луч тебе протянет (тянут руки вперед)
Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошку солнышку,
Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым (проводят руками по лицу и дотрагиваются до обуви,
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!» (дети повторяют вместе «с добрым утром»,
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам. (дети широко разводят в стороны)
И веселым интересным день твой должен получится! (дети улыбаются друг другу)
Воспитатель: А сейчас проходите на стульчики. Я хочу вам загадать загадку:
Тебе дано,
А люди пользуются (Имя)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто здесь – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился. Давайте его покачаем (Ребенок качает куклу). С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: Тезки.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.
Дети рассказывают об известных им людям.
Воспитатель: Молодцы! Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Предположения детей.
Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель (кладет уголек): а говорили при этом такие слова - Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель: когда клали зернышко говорили - Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель: А говорили, когда клали монетку - Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли.
Дети вытирают куклу.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А одевали ребеночка в отцову рубашку, чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку. А когда одевали рубашку родителей приговаривали: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
Дети: Деревянная, расписная.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? (Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).
Воспитатель: Что же это?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельку куклу.
Воспитатель:Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: А сейчас послушайте такую колыбельную:
А баю-баю-баю
Пошел отец за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Ну а наша бабушка
Напекла оладушков.
Воспитатель: О чем же рассказывает нам эта колыбельная?
Дети: о маме, папе, бабушке, дедушке, семье.
Воспитатель: Как вы думаете дружная семья у Егорки?
Дети: отвечают.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим эти картинки, что вы можете рассказать о них.
Дети: рассказы детей о семье по картинкам.
Воспитатель: А вы ходите куда-нибудь гулять всей семьей? Куда?
Дети: отвечают.
Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Карусель» - пойдем всей семьей на прогулку.
Дети садятся на стульчики, воспитатель – мама, мальчик один – папа. Мама и папа по очереди подходят ко всем детям и приглашают их кататься на карусели: «Сашенька, сыночек, пойдем с нами кататься».
Затем дети берутся за руки встают в круг, идут по кругу со словами:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребятишки, как вы думаете – семья, которая все делает вместе (работает, отдыхает, гуляет, в которой заботятся друг о друге) какая?
Дети: дружная, счастливая.
Воспитатель: А в старину, чтобы у каждого ребеночка в будущем была счастливая и дружная семья, чтобы его всегда любили и заботились о нем, дарили куклу – оберег. Что такое оберег?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: это кукла, которая оберегает малыша и его семью. Мы сегодня сделаем такую куклу – она называется «Кукла – пеленашка» и подарим нашему Егорке. (Воспитатель дает инструкции по изготовлению куклы). А пока мы делаем нашу «Куклу – пеленашку» давайте вспомним пословицу о семье.
Дети: Когда все вместе и душа на месте.
Воспитатель благодарит за занятие.