Алевтина Козлова
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Вот пришла Зима серебристая…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширять знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Формировать целостную картину мира.
Ход занятия:
Вводная часть. Мотивация.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а на столе - конверт. Я думала – думала, так и не придумала - что же мне с ним делать? (открыть)
- Ребята. А здесь загадка. Вот, послушайте:
Снова к нам пришла
Серебристая
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается…
Темочки:
- Что же это? (зима)
- Только я никак не могу понять: почему в загадке зиму называют «серебристой»? Она что, из серебра сделана?
- Читаю дальше: «приглашаю вас в свое Снежное царство и обещаю рассказать, почему меня называют «серебристой». Только предупреждаю, что дорога будет трудной.
- Ребята, что же нам делать? Что вы решили? Вы трудности боитесь?
- Хорошо, тогда отправимся к Зиме и все у нее узнаем.
Основная часть.
Воспитатель: А пока мы будем идти в Снежное царство, скажите, какая погода может быть зимой?
Игра на образование относительных прилагательных.
Если идет снег, то погода …. (снежная);
Мороз - …. (морозная);
Ветер - …. (ветреная);
Стужа - …. (студеная);
Холод - …. (холодная).
Дидактическая игра «Зимние слова».
- А сейчас я буду называть вам слова, а вы, если услышите слово, связанное с зимой, хлопайте в ладоши.
Снежинка, январь, бабочка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, подснежники, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, арбуз, коньки, загорать, снегопад, велосипед, лыжи, август, снегири.
Воспитатель: Молодцы! Ой, посмотрите, пока мы шли – что же встретилось у нас на пути? (снежинка) Давайте посмотрим, какая она красивая. А на снежинке какая-то записка (читаю)
«Все-таки вы решили прийти ко мне в Снежное царство. Вот вам мое первое испытание. О нем вы узнаете, отгадав загадку.
Если дым столбом стоит,
Под ногами снег скрипит,
Если мерзнуть щеки, нос,
Что на улице? (Мороз.)
Воспитатель: Так Зима нас решила морозом напугать. Вы мороза боитесь? (Нет.)
Воспитатель: Что надо делать, если на улице морозная погода? (Одеваться теплее. Двигаться больше. Помазать лицо кремом.)
Воспитатель: Правильно. Вот и мы сейчас с вами подвигаемся, чтобы мороз нас не заморозил.
Динамическая пауза «Морозная зима».
Солнце землю греет слабо, руки вверх и вниз
По ночам трещит мороз, руки на пояс, поворот вокруг себя
Во дворе у снежной бабы руки на поясе, поклоны в стороны
Побелел морковный нос. показать пальцем на свой нос
В речке стала вдруг вода прыжки на месте
Неподвижна и тверда. руки в стороны, замереть на месте.
Вьюга злиться, снег кружиться, кружатся с махами руками
Заметает все кругом, махи руками вправо, влево
Белоснежным серебром. опускаются на корточки, руки вниз.
Воспитатель: Вот мы и согрелись. Тогда продолжим наш путь. А чтобы нам не было скучно, предлагаю поиграть в игру. Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Вот и поиграем с этим словом.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые…снежинки)
На посёлки, на лужок все снижается - (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее - (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился - (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка - (снегурка)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Ребята, посмотрите, нам встретилась еще одна снежинка. (смотрим)
- А на ней загадка:
Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет
И смешно и страшновато:
На дороге (гололед!)
- И как же гололедица может помешать нашему путешествию? (ответы детей).
Воспитатель: Ах, так зима устроила гололедицу. Ребята, а когда появляется гололедица?
(Во время оттепели снег подтаивает, а потом мороз его подмораживает и образуется ледяная корка.)
- Как надо вести себя, если на улице гололедица? (Идти аккуратно, смотреть под ноги, обходить места, где лед.)
- А как люди борются с гололедицей? (Посыпают дороги и тротуары песком, солью, скалывают лед.)
- Давайте проверим, правда ли, если посыпать лед песком, он не будет скользким.
Опыт с песком, льдом и солью.
Предложить детям потрогать лед. Обратить внимание на то, что он скользкий. Затем посыпать его песком и солью и снова потрогать.
Вывод: Лед, посыпанный песком, не скользит.
Воспитатель: Вот и с этим препятствием мы справились. Пойдемте дальше?
А пока будем идти, расскажите мне, что вы знаете о зиме. А поможет вам в этом вот такая таблица.
(составление рассказа о зиме по мнемотаблице)
- Смотрите, ребята, еще снежинка. А на ней загадка.
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная. (метель)
Воспитатель: Где в такую погоду лучше находиться? (Дома, в квартире.)
Воспитатель: Посмотрите – домик. В нем горит огонь, значит там тепло. Давайте здесь переждем непогоду (сесть вокруг домика).
А как еще метель называют? (Вьюга, буря.)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о метели? (Это когда сильный ветер поднимает снег с земли и кружит его в воздухе.)
Воспитатель: Во время метели дует сильный ветер, поднимает снежинки, и они летают в воздухе.
Сейчас вы превратитесь в ветерок и поможете мне дуть на снежинки. Только нужно правильно дуть. Скажите, пожалуйста, а как это надо делать. (Вдыхать глубоко носом, плечи не поднимать, при выдохе щеки не надуваем.)
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку».
Воспитатель: Вот и закончилась метель. Посмотрите, какой огромный сугроб она намела у нас на пути, а в нем есть проход, через него мы и пролезем. Только будьте осторожны.
(дети пролезают через туннель и на выходе находят снежинку, на которой письмо)
«Здравствуйте, гости дорогие, я все время за вами наблюдала. Вы действительно смелые, умные, смекалистые. Все мои преграды преодолели. Я для вас приготовила еще одно ответственное дело. Помогите мне укутать ветки снежком, и тогда вы сами поймете, почему меня называют серебристой.»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Зиме? (ответ детей) Давайте посмотрим, что лежит в этом мешочке. Что это такое? (достать веточки деревьев и искусственный снег, пряжа). Что же с ними делать?
Воспитатель: Давайте веточки покроем снегом. Можно взять искусственный снег, а можно пряжу. Ведь она похожа на снег? Только как же нам сделать так, чтобы снег держался на веточках? (Если сыпать снег на веточку, он осыпается. Надо приклеить. Намазать веточку клеем и обсыпать снегом.)
Воспитатель: Правильно. Сейчас вы намажете веточки клеем, только намазывайте клей побольше, и обмакните веточки в снегу. Лишнее аккуратно стряхните.
Работа за столами.
Воспитатель: Ребята, какие красивые веточки у вас получились. Возьмите их и тихонько подуйте на них. Но сначала надо сказать волшебные слова.
Веточка заснеженная
Ты нам помоги
Как снежок закружится –
Ты на покажи.
Давайте скажем все вместе.
(дети произносят слова и дуют на веточку)
Воспитатель: Посмотрите, какая красота! А Лиза у нас знает стихотворение о снежинках.
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут…
Воспитатель: Ребята, я догадалась, почему зиму называют «серебристой». А вы?
Посмотрите внимательно на веточки. Что происходит? (Снег блестит.)
Воспитатель: правильно, как серебряные искорки. Вот поэтому зиму и называют «серебристой». А что еще можно сказать про снег? Что он делает? (Блестит, искрится, сверкает.)
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы свами и побывали в Снежном царстве. Но нам пора возвращаться. А вернуться нам поможет игра «Дед Мороз»
По считалке выбирается Дед Мороз.
Среди белых голубей,
Скачет шустрый воробей.
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей,
Вылетай-ка, не робей.
Дед Мороз встает в центр руга. Остальные игроки берутся за руки, передвигаются в одну сторону приговаривая.
Дед Мороз, дед Мороз, Через дуб перерос, прикатил подарков воз: Морозы трескучие, снега сыпучие, Ветры завьюженные, метели дружные. Холод-стужу напустил. На реке мост намостил.
После этих слов дети разбегаются, а дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается замороженным и стоит неподвижно. Останавливается игра и подсчитывается количество пойманных.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в группе. Вам понравилось путешествие? А где мы с вами побывали? А что мы делали в Снежном царстве? Что вам понравилось больше всего?
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за то, что согласились на такое трудное путешествие и справились со всеми заданиями.