Людмила Демина
Конспект НОД по речевому развитию «Первоцветы и признаки первой весны» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: Закреплять представление детей о первоцветах и признаках ранней весны. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.
ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБЛАСТЯМ, ЗАДАЧИ:
В ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Закреплять умение согласовывать свои действия с другими.
2. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам и желание помочь, бережное отношение к природе.
В ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Первоцветы и признаки первой весны“ с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Признаки весны
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
1. Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Закреплять представления о первоцветах, и умение разделять их на садовые и лесные,
3. Закреплять умение наблюдать за сезонными изменениями.
В ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение.
2. Обогащать словарный запас.
3. Стимулировать желание детей отгадывать загадки.
4. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание.
В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Создать у детей радостное настроение с помощью музыки.
2. Развивать навыки конструирования из бумаги.
В ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
2. Испытывать положительные эмоции при физической активности.
3. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Решение проблемной ситуации, игра с речевым сопровождением, наблюдение, отгадывание загадок, конструирование, изготовление продукта детского творчества (цветок).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНСПЕКТА : Костюм весны, музыкальные композиции (весенняя песенка «Маша и Медведь», П. И. Чайковского «Вальс цветов», картинки первоцветов (подснежник,мать-и-мачеха,ландыш,медуница,ветреница,тольпан,нарцисс,крокус,поднос с вырезанными бумажными цветочками и ватой, леечка с водой, образцы для конструирования, палочки Кюизинера, разрезные картинки цветов (крокус, тюльпан, нарцисс, тонированный лист бумаги, вырезанные части цветка из бумаги.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
ОО «Познавательное развитие» : Рассматривание иллюстраций на тему «Первоцветы». Наблюдение за прорастанием цветов на территории детского сада. Беседы «Весенние признаки», «Что мы знаем о первоцветах», «Где растут первоцветы». Беседа «Цветы садовые и лесные». Беседа «Мой любимый первоцвет», «Лекарственные растения», «Красная книга».
ОО «Речевое развитие» : Чтение и заучивание стихотворений о цветах.
Чтение художественной литературы: Х. К. Андерсен «Дюймовочка», «Как поссорились растения»,А. Толстой «Колокольчики», У. Благинина «Ромашка»,Е. Трутнева «Цветы»
Игры :«Подбирай, называй, запоминай», «Назови ласково» «Опиши цветок» «Найди такой же» «Узнай по описанию», «Найди растение», «Какого цветка не стало».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
Картинки обведи по точкам и раскрась цветы.
Рисование: «Мой любимый цветок», «Волшебные цветы»
Мозаика «Выложи цветы»
Коллективная аппликация «Цветочная поляна»
Аппликация «Солнышко», «Мать-и -мачеха» «Собери цветок из лепестков».
Прослушивание музыкальных композиций про весну.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
Беседа «О бережном отношении к природе». Беседа «Кто ухаживает за цветами в саду» Наблюдение за трудом садовника.
Беседа: «Правила поведения на природе»
ОО «Физическое развитие» :
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Живая клумба цветов»
Двигательная игра: «Мы цветы в саду сажаем»
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей:
Художественная литература, иллюстрации по теме. Атрибуты для игр. Палочки Кюизинера, блоки Дьеныша (образцы для конструирования цветов).Раскраски, альбомы, разрезные картинки по теме.
Работа с родителями:
Беседа с родителями о необходимости обращать внимание детей на первые признаки весны, на прогулке.
Консультация по художественному творчеству, изображение цветов различными техниками рисования.
Создание альбома с фотографиями «Первые цветы»
Ход НОД:
В группу заходит весна (под весеннюю песенку «Маша и Медведь»).
Весна : Старый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Вот и к нам пришла (Весна)
Дети: Весна
Весна : А меня вы узнали?
Дети: Да. Весна…
Весна : Правильно, а как вы догадались, что это стихотворение о весне?
Дети: Ответы детей. (Солнышко греет, снег тает, птицы прилетают)
Весна : Еще совсем недавно снег лежал на земле, было очень холодно, морозно, катались мы на санках, одевались в теплую одежду. Но вот весна к нам пришла с теплым солнышком и растопила снег и лед, побежал веселый ручеек, появились проталинки, весело поют птички, и можно увидеть, как из под земли появляются растения, которые всю зиму находились под снегом.
Ребята, знаете ли вы, как называются первые весенние цветы, которые появляются когда еще лежит снег?
Дети: Первоцветы. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает)
Весна : Я пришла к вам не просто так, а за помощью, ко мне в лес прибегал мальчик Петя и сорвал первый цветочек, который вырос на солнышке, части цветка разлетелись, а другие цветы теперь боятся вырастать. Давайте мы с вами соберем наш первоцвет и поможем другим цветам не бояться! Предлагаю сначала отправиться в лес, заодно посмотрим, какие изменения там произошли.
А отправимся мы на паровозике:
Едет, едет паровоз -(притопывают, делая круговые движения
согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так! (хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям)
Весна : В лесу у нас тает снежок, появляются проталинки первые весенние цветы (на подносе лежат цветочки из бумаги и вата, наливается вода и дети наблюдают как цветы раскрываются)
А теперь посмотрим, какие первоцветы растут у нас в лесу.
Загадывает загадки и показывает картинки.
На лесной проталинке, Вырос цветик маленький. Прячется в валежник, Беленький (Подснежник)
Золотой цветочек, Листья изумрудные, С одной стороны нежные, А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха)
Белые горошки, На зеленой ножке. (Ландыш)
Весна : Молодцы! А еще есть такие лесные первоцветы, как медуница и ветреница. (показывает картинки медуницы и ветреницы)
Давайте немного передохнем и вспомним нашу зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)
Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)
Весна : Давайте поможем цветочкам вырасти (дети собирают подснежники по образцу из палочек Кюизинера.)
Посмотрите, а что же это у нас под елочкой. (Весна достает части цветка).
Мы нашли с вами части первоцвета и теперь я приглашаю вас к себе в сад, посмотреть, какие изменения там произошли, и может быть там мы найдем оставшиеся части цветка?
Можем отправляться дальше в путь.
Едет, едет паровоз -(притопывают, делая круговые движения, согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так! (хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям)
Весна : Вот мы приехали в сад, но что же тут случилось, поднялся сильный ветер и перепутал все цветочки.
Дыхательная гимнастика:
«Мы подуем высоко,
Мы подуем низко,
Мы подуем далеко-
Мы подуем близко»
Весна : Давайте соберем цветы. (Дети собирают разрезные картинки и называют цветы, которые собрали: тюльпан, нарцисс, крокус, гиацинт).
Весна : А теперь вы узнали садовые первоцветы. Назовите их!
Дети: Ответы детей.
Весна : Посмотрите мы нашли недостающие части цветка и можем отправляться в детский сад.
Двигательное упражнение:
«В путь»
В детский садик мы шагаем (Идут маршем)
Ноги выше поднимаем
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки. (Идут на носках).
Весна : Вот мы в детском саду. И теперь можем собрать наш цветочек (дети собирают аппликацию подснежника на листе бумаги).
Весна : А цветочек не простой, он волшебный, посмотрите, за вашу помощь он подарит вам подарки. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ (корзинка с раскрасками и карандашами.)
Весна : Ребята, скажите, где вы были? (в лесу). Кому помогли? (весне)
Какие первоцветы вы видели?
А теперь вы можете отдохнуть и немного потанцевать.
Весна : Ну а мне пора с вами прощаться (уходит!
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»