Надежда Шишканова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности «Приключения цыпленка по имени Цып»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
направление «Познавательно-речевое развитие»
Приключения цыпленка по имени Цып.
(Подготовительная группа)
Цель занятия:
Формирование фонетико-фонематического восприятия.
Задачи:
Образовательные (Образовательная область «Коммуникация») :
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности „Приключения цыпленка по имени Цып“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- автоматизация правильного произношения звука [Ц], в изолированном виде, слогах, словах, и предложениях.
- характеристика звука [Ц], по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
Развивающие (образовательные области «Здоровье», «Социализация»,
«Познание», «Чтение художественной литературы») :
- развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- совершенствование навыка звукового анализа слов;
- закреплять навык чтения;
Воспитательные (образовательная область «Cоциализация») :
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- формирование положительной установки на образовательную деятельность.
Оборудование: ТСО, презентация, профиль звука [Ц], декоративные камешки синего цвета, цветные фишки для выкладывания схем.
Форма организации: групповая.
Методы и приё мы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Слайд 2
Выделение четвертого лишнего (лошадь, цыпленок, кошка, собака)
Логопед. Ребята, скажите, кто здесь лишний и почему?
Дети. Здесь лишний цыпленок, потому что цыпленок это домашняя птица, а все остальные домашние животные.
Логопед. Правильно. Какой звук мы слышим в начале слова цыпленок?
Дети. Звук Ц.
Логопед. Молодцы.
Объявление темы.
Логопед. Сегодня мы с вами узнаем о приключениях цыпленка, которого зовут Цып и, при этом, будем постоянно следить за правильным произношением звука Ц.
Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед. Давайте посмотрим на профиль и вспомним, как мы произносим звук Ц. Какой это звук?
Дети. При произнесении звука Ц воздух встречает преграду, значит, он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Правильно. Каким цветом его обозначают?
Дети. Синим.
Логопед. Молодцы.
Слайд 3
Связь звука с буквой.
Логопед. Посмотрите внимательно, на букву Ц и скажите, на что она похожа.
(Ответы детей)
Слайд 4
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок!
(Е. Тарплан)
(3 щелчка)
Развитие мелкой моторики, внимания.
Логопед. Выложите букву Ц из декоративных камешков.
(дети выкладывают буку Ц).
Логопед. Молодцы.
Слайд 5
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед. - Однажды ранним утром из яйца вылупился цыпленок Цып.
Слайд 6
Он был очень рад, что вылупился первым, улыбнулся. Покажите улыбку.
«Улыбка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.
Слайд 7
Логопед. Огляделся цыпленок вокруг и увидел забор.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удерживать губы в таком положении.
Логопед. – В гнезде увидел птенцов.
«Птенчик»
Широко открыть рот,как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
Слайд 8
Возле дома увидел лопату.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот,стараясь не напрягать язык.
Развитие общей моторики.
Слайд 9.
Логопед. Надоело цыпленку сидеть одному, решил он прогуляться.
Потоптался на месте, разогнался, и со всей силы махая подросшими уже крыльями, перепрыгнул через забор – только его и видели!
Развитие речевого дыхания и голоса.
Слайд 10.
Логопед. Побежал цыпленок что есть мочи и оказался он в дремучем лесу. Поднялся в лесу сильный ветер и завыл У-У-У-У-У (с усилением голоса). Зашелестели листья на деревьях Ш-Ш-Ш-Ш. Тяжело стонут дубы: М-М-М-М. Стих ветер и только слышно в лесу С-С-С-С.
Развитие мимических мышц.
Испугался цыпленок (Испуг).
Слайд 11. Выбежал из леса, а там никого, загрустил цыпленок. (Грусть).
Слайд 12. Побежал дальше и встретил лисицу и зайца, обрадовался цыпленок (Радость).
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.
Подружился цыпленок с лисицей и зайцем. Предложил им пойти погулять, чтобы было веселее, они запели песенки.
Давайте споем и мы.
Ца – ца – цо Ца – цо – ца
Цы – цу цы Цы – ца –цы
Цу- цу- цо Цо- цы - цо
Цу- цу- ца и т. д.
Логопед. Молодцы.
Слайд 13.
Шли, он шли и вышли на полянку, там увидели поезд, около поезда стояли пассажиры. Цыпленок предложил покататься на поезде.
Ребята, давайте поможем пассажирам сесть в вагоны.
Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т. д.
Логопед. А в это время, курица вывела остальных цыплят, посмотрите, как они резвятся во дворе.
Слайд 14
Физминутка.
Вышла курочка-наседка,
А за ней цыплята-детки,
Важно по двору прошли,
В травке зернышки нашли.
В глубине двора корытце.
Все спешат воды напиться.
Вот попили, поклевали,
С мамой дальше пошагали.
Слайд 15
Выделение ударного слога.
Логопед. Друзьям было весело вместе, расставаться они не хотели и тогда цыпленок, решил, пригласил их к себе домой. Чтобы позвать друзей нужно поставить ударение. Давайте поможем цыпленку, позовем гостей.
Слайд 16
(Гусеница, овца, медведица, заяц, лисица, царевна, цапля)
Слайд 17
Логопед. Зашли гости в дом, там их встретила мама цыпленка. Как зовут маму цыпленка?
Дети Курица.
Логопед. Выложите из цветных фишек схему слова курица.
(Дети выкладывают схему.)
Логопед. Ребята, придумайте предложения со словом курица и начертите графическую схему.
(Дети придумывают предложения со словом курица
и чертят графическую схему)
Логопед. Молодцы.
Слайд 18
Послушайте, что было дальше.
Лисица увидела на столе книгу. Решила посмотреть, открыла книгу и из нее выпали слова и рассыпались на слоги. Давайте поможем восстановить слова, соедините слоги между собой, чтобы получились слова.
(Дети соединяют слоги, читают слова.)
Слайд 19
Логопед. Молодцы!
Ребята, а теперь пришла пора гостям разойтись по домам.
Логопед. Путешествие наше заканчивается, давайте вспомним, какие задания нам пришлось выполнить на своем пути.
(Ответы детей.)
Слайд 20
Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Курица прислала вам гостинцы.
Логопед раздает детям киндер сюрпризы.
Литература.
1. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5 - 6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва, «ГНОМ и Д» 2010г.
2. Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2004 г.
3. Новикова Е. В. Артикуляция звуков в графическом изображении :
учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В.
Новиковой " Логопедическая азбука: новая методика обучения чтению"
Москва, «ГНОМ и Д» 2010г.
Интернет ресурсы.
1. https://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html
2. https://animashky.ru/