Татьяна Владимировна Кусурбаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звуки [C], [С’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Коммуникация»
Непосредственная образовательная деятельность : «Подготовка к обучению грамоте»
Тема. Звуки [C], [С’]. Буква С.
Цель: Учить дифференцировать звуки [C], [С’]. Познакомить с буквой С.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте „Звуки [C], [С’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Коррекционно-образовательные : Учить выделять звуки [с], [с’] из ряда звуков, слогов, слов; дифференцировать их по твёрдости – мягкости. Продолжать учить давать характеристику звука. Закреплять умения называть слова с заданным звуком, составлять предложения с заданным словом, членить предложения на слова, определять их количество и последовательность. Упражнять в делении слов на слоги; употреблении антонимов. Закреплять умение образовывать сложные существительные. Познакомить с буквой С. Активизировать речевую деятельность.
Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Совершенствовать графомоторные навыки.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия с педагогом, сверстниками.
Оборудование.
Демонстрационный материал: доска, маркеры, цветные магниты; картинки: самолёт, собака, капуста, носки, ирис, ананас, силач, сердце, осёл, велосипед, синица, рысь, лось; звуковички звуков [С], [С’], схема звукового анализа, мяч.
Раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение буквы, буквы для штриховки, тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши по количеству детей, звуковые линейки.
Ход НОД
I. Организационный момент. Активизация внимания. 3 минуты.
Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор – лук – слива; яблоко – груша – капуста; клён – дуб – сова; платье – рубашка – стакан; волк – медведь – сорока; голуби – ворона – лиса.
II. Закрепление изученного материала. 13 минут.
1. Логопед выставляет картинки: самолёт, собака, капуста, носки, ирис, ананас, силач, сердце, велосипед, синица, рысь, лось.
Задает вопросы:
О каких звуках мы будем сегодня продолжать говорить (Мы будем говорить о звуках [с], [с’]).
2. Характеристика звуков : [с] - согласный, глухой, твердый; [с’] - согласный, глухой, мягкий.
3. Речевая зарядка:
са-су-сы ска-ску-скы сма-сму-смы
ас-ус-ыс ста-сто-сту спа-спо-спу
4. Д/и «Светофор». Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
- Возьмите сигнальные флажки. Я буду называть звуки, когда вы услышите звук [С] – какой флажок вы поднимите?
- Когда услышите звук [С’] – какой флажок поднимите?
С, Д, Т, С’, П, С, С’, З, Т, Ц, С.
- Будьте внимательны, сейчас я буду называть слоги.
ЗА, СА, ЦЕ, СЭ, СИ, ДИ, ЗИ, ОЗ, АС.
- Посмотрим как вы справитесь со словами.
Речевой материал: сумка, самолёт, сова, собака, капуста, лиса, носки, весы, ирис, кактус, ананас, колос, силач, сирень, сердце, апельсин, карусель, осёл, велосипед, синица, рысь, гусь, карась, лось.
5. Работа с картинками на доске. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
В гости к детям пришли подружки и принесли звуковичков. У одной девочки синий звуковичок. Придумайте ей имя с твёрдым звуком [с]. У её подружки зелёный звуковичок. Какой звук должен встретиться в её имени? (В имени должен встретиться звук [с’]). Дети по очереди выходят к доске берут картинку, называют изображённый предмет, определяют какой звук мягкий или твёрдый есть в этом слове, определяют позицию звука, располагают на доске у соответствующего звуковичка.
6. Дидактическая игра с мячом «Назови одним словом». Образование сложных слов.
Речевой материал: листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сады разводит – садовод, сам катит – самокат,
сам летит – самолёт, сам ходит – самоход, пыль сосет – пылесос, сам варит – самовар.
7. Дидактическая игра с мячом «Наоборот». Употребление антонимов.
мир – ссора, трусливый – смелый, кислый – сладкий, пасмурно – солнечно, тесная – свободная (обувь).
8. Дидактическая игра «Придумай слово».
Дети придумывают слова сначала со звуком [с], потом со звуком [с’], определяют позицию звука в слове, количество слогов, используя звуковую линейку.
9. «Придумай предложение»
Дети придумывают предложение с одним из слов при условии, что в предложении не менее 4-5 слов. Количество слов в предложении определяется при помощи звуковой линейки.
III. Физкультминутка. «Будь внимателен». Развивать слуховое внимание, координацию движений.
2 минуты.
Дети ставят руки по указанию педагога, избегая «ловушек».
IV. Знакомство с новым материалом. 10 минут.
1. Показ буквы.
2. Из скольки элементов состоит буква? Одинаково ли пишутся большая, заглавная буква и строчная, маленькая? (Буква состоит из одного элемента. Заглавная и строчная буквы пишутся одинаково.)
3. Прописывание буквы в воздухе.
4. Прописывание буквы в тетради.
5. Звуко-буквенный анализ слова сок у доски.
6. Домашнее задание.
Детям на память об образовательной деятельности раздаются изображения буквы С и даётся задание выполнить штриховку дома. Педагог напоминает, что в домашних тетрадях необходимо прописать предложения и составить к ним схемы.
V. Подведение итога занятия. 2 минуты.
Д/и «Исправь ошибку»
- Я буду напоминать вам, что мы делали сегодня на занятии, а вы говорить так ли это.
- Мы не играли в игры на внимание. (Мы играли в игры на внимание.)
- Мы сегодня не говорили о звуках [С], [С’]. (Нет. Мы сегодня говорили о звуках [С], [С’].)
- Мы не познакомились с буквой С. (Мы познакомились с буквой С.)
- Нам не понравилось заниматься. (Нам понравилось заниматься.)