Анастасия Мозгина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Поиски сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме : «Поиски сокровищ»
(старшая группа)
Подготовила:
Мозгина Анастасия Викторовна,
воспитатель
г. Рубцовск, 2018 г.
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Возрастная группа: старшая группа.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме „Поиски сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Поиски сокровищ».
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности : 25 минут.
Цель непосредственно образовательной деятельности : формирование у воспитанников элементарных математических представлений в процессе совместной поисковой и игровой деятельности.
Задачи непосредственно образовательной деятельности :
Образовательные : создавать условия для выявления, уточнения и закрепления, имеющихся у воспитанников умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения и называя его (справа – слева, вверху внизу, в середине, в углу); совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по инструкции (вперед, назад, влево, вправо); упражнять в измерении длин предметов с помощью мерки, сравнении их, анализе; упражнять в умении находить предмет по указанным признакам (форма, величина, цвет и свойства материала, место расположения, понимать смысл условных обозначений; продолжать формировать представление о равенстве, понимать отношения рядом стоящих чисел (6<7 на 1, 7>6 на 1); закрепить знание цифр первого десятка, их место в ряду; отсчитывать предметы из большего количества по заданному числу; закреплять умение работать в парах, соблюдать последовательность действий во время практической деятельности.
Развивающие: создавать условия для развития поисковой активности; стимулировать речевую активность, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно и связно высказывать, объяснять свои мысли, догадки, гипотезы, делать выводы; развивать память через актуализацию прошлого опыта, мышление через решение логических упражнений, слуховое и зрительное восприятие через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, произвольное внимание через дидактические игры; развивать сообразительность и самостоятельность в решении возникающих задач; развивать умение сотрудничать с другими воспитанниками, оказывать помощь друг другу.
Воспитательные: воспитывать чувство единства, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать аккуратность в работе, умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу; создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между воспитанниками и педагогом.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения непосредственно образовательной деятельности : матрешки, пирамидки, математические ступеньки; вещи пиратов (банданы, жилеты); карточки с признаками предметов; дидактическая игра «Собери картинку»; бутылка с игровым заданием «Найди лишний предмет»; мольберт; видеофильм «Морские жители»; игровое поле «Коврограф Ларчик», набор «Остров сокровищ», разноцветные кружки, мерка, комплект «Разноцветные веревочки», сундук.
Предварительная работа с воспитанниками, родителями (законными представителями) : чтение с воспитанниками приключенческих книг в детском саду и дома; упражнение в решении логических задач и составлении алгоритмов, составлении плана групповой комнаты, площадки и поисках «секретов», ориентируясь по чертежу или словесным инструкциям; организация игровых ситуаций с использованием игрового комплекса «Коврограф Ларчик».
Структура организации непосредственно образовательной деятельности :
1. Вводная часть – сюрпризный момент «Приглашение на поиски «Сокровищей пиратов».
2. Основная часть:
2.1. Игровая ситуация – посвящение в пираты
2.2. Выполнение индивидуальных заданий.
2.3. Динамическая пауза «Полный - вперед».
2.4. Самостоятельная деятельность с раздаточным материалом.
3. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
1. Вводная часть
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно, приветствуют гостей.
Воспитанники садятся на стулья.
Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя, сравнивают предметы и устанавливают количественное соотношение между ними.
Воспитанники проявляют активность посредством организации игровой ситуации. - Дети, я очень рада вас видеть, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
- А сейчас пришло время начинать наше занятие, проходите, пожалуйста, на свои места.
- Ребята, посмотрите на столе стоят разноцветные мишки, вам надо отсчитать 7 больших, синих мишек и расположить их на верхней ступеньке лестницы.
- А сейчас, отсчитайте столько же маленьких, желтых и расположите их на второй ступеньке лестницы.
- Что можно сказать о количестве желтых и синих мишек?
«Внимание, внимание! Всем кто любит приключения и фантастику! У вас есть уникальная возможность совершить увлекательное путешествие, стать настоящими пиратами и отправиться на поиски «Сокровищ»
- А как же наше занятие по математике?
«Если вы за 20 минут выполните все задания, сокровища достанутся вам. Вы можете воспользоваться подсказкой только один раз.
- Ребята, вы хотите поиграть в игру «Сокровища пиратов»?
- Какие же мы с вами пираты?
«Встаньте лицом к входной двери в группу. В правой стороне от нее, во второй закрытой, нижней, желтой полке спрятаны вещи пиратов. Приключения начинаются. Время пошло».
Смоделированная ситуация.
По громкой связи воспитанники и воспитатель слушают сообщение.
Воспитатель вместе с воспитанниками слушает сообщение по громкой связи.
2. Основная часть.
2.1. Игровая ситуация – посвящение в пираты.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных навыков воспитанников.
Методы и приемы: наглядный словесный (вопросы-ответы); практический (двигательное упражнение, игровой (поиск одежды для пиратов).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники проявляют познавательную активность, участвуют в беседе.
Воспитанники открывают дверцу у полки и находят вещи пиратов.
Дети быстро надевают банданы, воспитатель шляпу-пирата.
Переодетые дети выстраиваются в шеренгу, отвечают на вопросы.
Дети объединяются в пары.
- Как вы думаете, где он?
- Почему?
- Давайте убедимся, что вы правы. Идемте за мной
- Отлично, вещи найдены. Ребята, не зевайте, банданы разбирайте.
- Один, два, три, четыре пять дружно всем в шеренгу встать!
- Ну, вот другое дело, теперь мы настоящие пираты. Как вы думаете, кто из вас будет носить громкое имя пираты Желтого солнца?
- Почему вы так думаете?
- Совершенно верно, пираты Желтого солнца пять маленьких шагов вперед, становитесь в пару.
- Пираты Черной ночи два больших шага назад. Объединитесь.
- Пираты Красной молнии. Встаньте в пару слева от меня.
- Подравняйтесь. Пираты голубого неба подойдите ко мне и встаньте справа.
- Лицом друг к другу повернитесь, теперь мы команда. Нам предстоит преодолеть множество испытаний и найти сундук с сокровищами.
Двигательное упражнение «Найди свое место».
2.2 Выполнение индивидуальных заданий.
Цель: вовлечение в практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся первичных математических представлений у воспитанников.
Методы и приемы: наглядный (карточки, на которых условно обозначены свойства предметов) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (дидактическое упражнение «Найди предмет», игровой (дидактическая игра «Собери картинку», игра-головоломка «Найди лишний предмет»).
Воспитанники выбирают карточку и отгадывают зашифрованный в ней условными обозначениями предмет. Самостоятельно или с помощью педагога определяет его место нахождения в группе. Находят конверты и приносят их воспитателю.
Дети на магнитной доске выкладывают картинку последовательно. Свободно общаются друг с другом.
Дети идут за воспитателем, подходят к экрану.
Воспитанники проявляют интерес к процессу, свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.
Воспитанники находят новый лист с заданием, рассматривают и высказывают предположения.
Воспитанники, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.
«Слушайте первое задание. Оно называется «Найди предмет». На столе лежат карточки, с их помощью надо найти зашифрованный предмет, чтобы узнать следующее задание.
- (вспомогательные вопросы) Что у вас за предмет? Какой он?
(Этот предмет прямоугольный, невысокий, синий, деревянный).
- Думайте, что же это может быть.
- У вас? (Этот предмет круглый, невысокий, красный, пластмассовый).
- У вас? (Этот предмет прямоугольный, невысокий, зеленого цвета, пластмассовый).
- У вас? (Этот предмет треугольный, невысокий, оранжевый).
- Посмотрите вокруг. Эти предметы находятся в группе.
- Вам удалось найти секретные конверты. Давайте узнаем, что в них.
- Что там? (Пазлы, разрезанная картинка).
- С помощью, чего мы сможем собрать правильно картинку?
- Отлично, приступаем к работе. На мольберт выставляем полоску с числом, которое меньше числа 7 на один. Что это за число?
- У кого полоска с цифрой 6?
- Найди место своей цифре.
- Какое число стоит между числом 6 и 4?
- У кого полоска с цифрой 5, выходи и найди ей положенное место.
- Какое число стоит перед числом 5?
- На чьей полоске эта цифра?
- Какое число стоит после числа 7?
- У кого на полоске цифра 8, выходи
- Какое число стоит между числом 4 и 2?
- Следующую полоску мы закрепляем с цифрой 3.
- Какое число меньше числа 10 на 1.
- Правильно, выходи и найди место этой цифре.
- Какое число стоит после единицы?
- У кого цифра 2 на полоске, выходите и найдите ей место.
- Какое число стоит после 9?
- Полоску с цифрой 10 закрепляем на мольберте.
- Какое число стоит перед двойкой?
- Находи место последней цифре.
- Ребята, мы правильно с вами расположили все цифры и что получилось? (ответы детей).
- (педагог обращает внимание указкой на знаки < >)
- Ребята, а что обозначают эти знаки?
- Что мы делаем с их помощью?
Как вы думаете, какое нам надо выполнить следующее задание? ( ответы воспитанников: «Сравнить количество рыб»).
- Где обитают рыбы?
- Предлагаю вам отправиться на море, только в какой стороне оно находится? Давайте закроем глазки и внимательно послушаем, с какой стороны слышен шум прибоя.
- Ребята, с какой стороны вы услышали шум моря?
- Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Сейчас быстро мы пойдем,
Море синее найдем.
- Дорога закончилась. Перед нами раскинулось море. Царство рыб, китов, кальмаров, звезд морских, медуз, кораллов.
- Ребята, а каких рыб больше?
- Как это можно проверить?
- Сколько здесь рыб желтого цвета?
- А сколько красного?
- На сколько красных рыб больше, чем желтых?
- Ребята, посмотрите море, изменилось. Бутылка в море появилась. Что же в ней сейчас мы узнаем. Осталось лишь ее открыть.
(воспитатель незаметно достает бутылку)
- Вот бутылка, ее вынесло на берег!
- Ребята, как вы думаете, что это за задание?
- Вы правы, нам надо соединить все цифры между собой, в соответствии с алгоритмом. Проходите за столы, на которых лежат метки с цветом вашей команды и выполняйте задание.
(дети проходят и выполняют задание)
- Ребята, что у нас получилось?
- Совершенно верно, мы с вами отправиться дальше на поиски сокровища на корабле. Воспитатель вместе с воспитанниками слушает сообщение по громкой связи.
Дидактическое упражнение «Найди предмет»
Воспитатель подходит к каждой из команд, предлагает выбрать карточку. Педагог может помогать наводящими вопросами, акцентируя внимание на цвете, форме, величине и материале предмета.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Воспитанники слушают шум моря для снятия эмоционального напряжения.
Двигательная разминка
«По дороге к морю».
На экране появляется бутылка.
Игра-головоломка «Найди лишний предмет»
2.3. Динамическая пауза «Полный - вперед».
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.
Методы и приемы: практический (динамическая пауза).
Воспитанники располагаются около воспитателя, выполняют имитационные движения в соответствии с текстом.
Дети опускают «весла» вниз (в воду)
Дети делают гребковые движения вперед на каждый счет
Дети делают обратные движения «веслами»
Дети наклоняются влево
Дети наклоняются вправо
Вытирают пот
Дети дуют слабой струей в центр платочка
-Дети дуют сильной струей
- Смотрят в бинокль
- Шагают на месте. - Итак, раз, два, три не зевай, место в корабле занимай!
- Весла в воду опустить.
- Полный вперед 1, 2, 3.
- Впереди кит. Полный назад,1, 2, 3.
- По правому борту волна. Лево руля
- По левому борту волна. Право руля.
- Все отдыхаем. Пот со лба мы вытираем.
- Дует легкий ветерок - это значит малый ход.
- Дует сильный ветерок - это значит полный ход.
- Остров вижу впереди,
- Приглашаю всех на берег сойти.
Динамическая пауза «Полный - вперед».
2.4. Самостоятельная деятельность с раздаточным материалом.
Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности; создание ситуации успеха для каждого воспитанника; словесное поощрение воспитанников.
Методы и приемы: наглядный (игровое поле «Коврограф Ларчик», комплект «Разноцветные веревочки», набор «Разноцветные кружки»); словесный (беседа, инструкция).
Воспитанники отвечают на вопросы.
Воспитанники подходят к рабочим местам.
Воспитанники проводят измерения и сопоставляют размер дорог самостоятельно или с незначительной помощью педагога.
Воспитанники отвечают на вопросы.
Воспитанники проявляют интерес к процессу и результату деятельности, приступают к выполнению задания; включаются во взаимную оценку. - Мы приплыли на остров сокровищ, где находится сундук.
- А что находиться на этом острове?
- Как же узнать, в каком из этих мест он спрятан?
- Перед вами цветные дороги. Вам необходимо проложить путь с помощью этих дорог. Давайте сравним длину этих дорог с помощью мерки, помогайте друг другу.
- (вспомогательные вопросы) Куда мы должны приложить мерку?
- Что надо сделать, чтобы знать, где закончилась мерка?
- Подскажите, что надо делать дальше?
- Измерение закончилось. Каков же ваш результат?
- Сколько раз мерка уложилась на вашей дороге, которую вы измеряли? (дети по очереди отвечают)
- Осталось определить, куда отправится на поиски сокровища каждая из пар.
- У кого самая короткая дорога и куда она сможет нас привести? (располагает цифру 3 около пальмы)
- У кого дорога чуть длиннее?
- А куда приведет ваша дорога и почему?
- А у кого дорога самая длинная?
- До чего доведет она нас?
- А у кого дорога не много короче?
- Куда мы сможем дойти по ней?
- Ребята, теперь можно проложить путь. Дорога может загибаться влево, вверх, вниз. Переходить можно только по клеточкам. Ходить по диагонали нельзя. Конец дороги должен точно привести к месту, которому вы прокладывали маршрут. Итак, к какому объекту мы отправляемся? (выбор детей, педагог приглашает одного из воспитанника к доске со своей дорогой).
- Ребята, пока (имя ребенка) прокладывает дорогу на острове, остальные отмечают этот же маршрут на карте, слушайте внимательно мои указания.
(воспитатель проговаривает направление движения, пока не будет найден сундук)
Если нет времени дети пользуются подсказкой (Где спрятан клад) Голосовое сообщение: «Сундук спрятан под водопадом»
В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы.
Воспитатель помогает только в случае сильного затруднения. Доходят до объектов, переворачивают объект и находят сундук.
После того как сундук найден, все воспитанники подходят к воспитателю.
3. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (игровая ситуация, сюрпризный момент).
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Воспитанники обсуждают работу, задают друг другу вопросы.
Воспитанники прогнозируют результат, оценивают действия свои и других.
Дети открывают сундук.
- Ну, все сокровища найдены. А почему мы смогли их найти?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что было самое трудное?
- Какие знания и умения нам пригодились?
- А еще мы были дружными и друг другу помогали «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!»
«Ваша игра подошла к концу, вы справились со всеми заданиями. Сундук с сокровищами ваш».
- Ну, все пора открывать сундук? Как вы думаете, что там?
(дети высказывают предположения)
- Поделитесь с друзьями?
Смоделированная ситуация.
По громкой связи дети и воспитатель слушают сообщение.
Сюрпризный момент.
Настольная игра «Пираты».
С помощью игры педагог выводит воспитанников из непосредственно образовательной деятельности в свободную самостоятельную деятельность воспитанников.