Елена Суворова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Роспись матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.
Тема:
«Роспись матрешки»
Старшая группа
Подготовила:
воспитатель Суворова Елена Геннадьевна
Цель занятия:
Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой.
Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию „Роспись матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Учить создавать рисунок с помощью кисти и ватных палочек.
Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Программные задачи:
Образовательные – учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунок с помощью кисти и ватных палочек; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Развивающие – развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Воспитательные – воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование: русский народный костюм для педагога, силуэты матрешек из бумаги, акварельные краски, ватные палочки, кисточки, непроливайки, салфетки, иллюстрации с изображением матрешек, слайды.
Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.
Ход занятия:
В группу входит Сказительница с сундучком.
Здравствуйте, ребята,
Я на ярмарке была, сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть ещё матрёшки. (Сказительница достаёт силуэт матрешки).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы? Долгой дорогой я к вам шла и попала под дождик, вот все краски и смылись.
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту матрёшкам?
Дети:
— нарисовать;
Ребята, давайте нарисуем наших матрешек.
Дети: Да!
Сказительница: но для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладоши дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляют ноги на пятку вперед)
Топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонились, (наклоны телом влево – вправо).
Всем знакомым поклонились (наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные,
В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо-налево).
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку. Ну, что ж, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
1. Раздать детям шаблоны. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрешка. Что у нее не голове? (косынка); На туловище? (сарафан); Чем украшен сарафан? (цветами)
2. Нарисуем контур платочка и завязки.
3. На лице аккуратными штрихами наметим волосы (а, глаза (б, брови (в, нос (г, рот (д, е) и щечки (ж).
4. Приступаем к рисованию рук
5. Внизу намечаем контур – овал.
6. Украшаем середину сарафана цветами
Сказительница: А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек.
(Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек)
Начинаем с раскраски больших частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан.
Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафан ватными палочками и «горошинки» на платочек и узелки. Этот способ называется «тычкование». С помощью «тычков» мы можем нарисовать и цветочек. Сначала я рисую сердцевину цветка, а потом лепестки. А тонкой кисточкой мы рисуем листья способом «примакивание».
Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Анализ работ
- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? И мне очень понравились ваши матрешки. Какие вы хорошие мастера.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.
- А за то, что вы помогли матрешкам стать красивыми, нарядными, яркими, я приготовила для вас памятный подарок:
Сундучок мой отварись,
И подарок покажись.
Раздача подарков.
Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!