Евгения Давыдова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»
для детей старшей группы
Тема: «Волшебница- зима»
Программные задачи:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
4. Совершенствовать грамматический строй речи : учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
5. Развивать внимание, мышление.
6. продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, физминутка.
Способы организации детей: полукругом, сидя на стульчиках, на ковриках.
Оборудование:
Иллюстрации с зимними пейзажами, сундучок, раскраски. В центре естествознания: карточки для выбора условных обозначений, лист белого цвета (формат А-4, цветные карандаши. В литературном центре: картинки с изображением времени года - зима, стихи о зиме, альбом, клей, ножницы, салфетки. В центре изобразительного искусства: листы бумаги голубого и синего цветов, белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Словарная работа: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок, чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы, рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная: Физминутка
Игровая: Игровые ситуации
Познавательно-исследовательская: Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,
Коммуникативная: составление рассказов, словесные игры, вопросы
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Мотивационно-организационный этап.
В группу заходит «Зима»
Педагог под музыку (три белых коня) появляется в костюме зимы. Просит сесть на свои коврики в стульчики и поприветствовать друг друга. Подарить друг другу улыбку.
Затем предлагает отгадать кто она. Выслушивает ответы детей. Сообщает, что сегодня она в наряде «волшебницы – зимы».
Дети садятся на свои коврики и стульчики и приветствуют друг друга.
Отгадывают, что воспитатель в костюме «Зимы»
Слушают стихотворение.
Деятельностный этап. 1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
Правильно называют явления природы зимой.
Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.
Верно определяют значение новых слов из текста
Предлагает послушать стихотворение А. С. Пушкина
читает стихотворение, задает вопросы, поощряет малоактивных детей
Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Декабрь.)
Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий, скрипучий, искрящийся, блестящий и др.)
. Дети сидя на стульчиках
произвольно отвечают на вопросы воспитателя.
поочереди, дополняют друг друга.
Слова "Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально
.
Совершенствовать грамматический строй речи : учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
Дидактическая игра «Добавь слово»
Подбирают и верно называют однокоренные слова
используют в речи существительные в нужном падеже.
Говорит начало предложения
Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)
Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
- Тропинки запорошило - это как вы понимаете? (Занесло снегом.)
"Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)
При необходимости воспитатель обобщает и дополняет ответы детей. Ребята заканчивают строчки словами, похожими на слово снег. Повторяют все вместе.
использовать в речи существительные в нужном падеже Упражнение "Закончи предложение"
Верно используют в речи существительные в нужном падеже
Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Упражнять в составлении описательного рассказа о животных с использованием карточек символов.
Побуждать придумать название рассказа
Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
. Упражнение «Составление рассказа о животных зимой»
Называют глаголы, обозначающие возможные действия,
Самостоятельно грамматически, лексически верно составляет рассказ.
Дают название рассказу;
Педагог работает сначало со стеснительными детьми, затем с активными. Задает наводящие вопросы. Дети встают со стульчиков, подходят к мольбертам, где приготовлены карточки, отбирают нужные и составляют рассказ.
Составляют рассказ по цепочке, за тем встают напротив друг друга и пересказывают по двое.
Физкультминутка "Снеговик"
Воспитатель читает стихотворение, показывает движения.
Дети выходят в круг. Повторяют слова и одновременно движения за воспитателем.
Учить помогать друг другу
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении Работа в центрах
Умеют договариваться, учитывать мнение партнера. Доброжелательность в общении.
Сама руковожу в центре естествознания выполнением задания. Объясняю как сделать условные обозначения для зимнего календаря.
В литературном центре руководит второй педагог. Помогает сделать альбом о зиме.
В центре изобразительного искусства руководит помощник воспитателя. Объясняет и помогает нарисовать снежинки. Дети подходят к столами и с помощью воспитателя делятся на 3 подгруппы. Садятся на стульчики за столы. За первым столом изготавливают альбом о зиме. Выбирают картинки про зиму и наклеивают на подготовленные карточки со стихами о зиме.
За вторым столом рисуют снежинки и вырезают их. (работа парами)
За третьим столом делают условные обозначения для зимнего календаря. За каждым столом дети читают стихи о зиме, выученные заранее.
Заключительный этап. Интерактивная технология «Интервью»
Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:
- Понравилось Зиме как вы занимались: много слов вспомнили о зиме.
А давайте еще раз вспомним:
О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
- что вы сегодня делали?
- для чего вы делали календарь природы?
- что вам помогло его сделать?
Пригодится он вам?
Рефлексия. По очереди отвечают на вопросы воспитателя.