Лариса Левачева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Цель:
Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь
Проверить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Проверить умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей)
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей
Словарная работа:
Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка
Предварительная работа:
Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами
Материал:
Презентация «Волшебница-зима», детали снеговика для физ. минутки, конверт с письмом
Ход занятия:
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Ребятам старшей группы «Мураши»». Давайте откроем и прочитаем (слайд 3)
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно. "
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Ребята, а вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах (слайд 4)
Ну, вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. (слайд 5) Посмотрите кто нас встречает. Конечно, это Снеговик. Он поможет нам найти Зимушку. Но мы с вами должны подготовиться к встрече с ней, давайте вспомним, что мы знаем о зиме…
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- Какие бывают ветра?
- Какая погода бывает зимой?
- Что происходит зимой на водоёмах?
- Какие стоят деревья? Почему?
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, порхает)
Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (мука, сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
Правильно, ребятки! Снеговичок, наверное, про это и не знал.
Назовите слова о зиме, с которых встречается звук С: снег, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, заснеженный, санки…
Молодцы, ребята!
- Мы еще можем Снеговичку назвать народные приметы и пословицы о зиме:
«Мороз не велик, а стоять не велит»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»
«Много снега, много хлеба»
Много вы пословиц знаете о зиме. Умницы!
Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке?
Чтение стихов 2-3 (слайд 6)
Снеговик предлагает вспомнить, как живут зимой звери в лесу.
- Как проводят зиму ёж, медведь и барсук (слайд 7)
Ответы детей (слайд 8)
- Как живёт в лесу белка? (слайд 9)
- Для чего меняется цвет её шерсти? (слайд 10) –маскировка
- Чем питается белка зимой? (слайд 11)
- Как заяц встречает зиму? (слайд 12) Чем он питается зимой?
Ответы детей (слайд 13)
- Что меняется в жизни волка и лисы зимой? (слайд 14) Почему они не замерзают? (вырастает тёплый подшёрсток)
- Чем питается лиса?
Ответы детей (слайд 15)
Замечательно ребята, много вы знаете о жизни диких животных зимой!
И я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – Плохо». Кто-то будет говорить «зима – это хорошо, потому что…», а другой ему будет отвечать «зима – это плохо, потому что…» (слайд 16)
Мы много работали, теперь можно и отдохнуть. Я вам предлагаю слепить для Снеговика друга. Что нам для этого понадобится? (слайд 17)
Правильно, комы разного размера, ветки для рук, морковка для носа и шляпа с метлой.
Приступаем! (слайд 18) – дети на полу выкладывают снеговиков из готовых деталей
Отлично, ребята! Вот теперь и Снеговичок знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.
А сейчас посмотрите внимательно на картину (слайд 19)
- Скажите, как можно её назвать? («Зимние забавы»)
- Как много ребят вышло гулять на улицу в солнечный зимний день. Эту картину мы уже с вами рассматривали на наших занятиях.
Сейчас вы самостоятельно составите небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (2 - 3 ребенка.) .
Ваши рассказы очень понравились и мне, и Снеговичку. Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, о жизни зверей в лесу, пока составляли рассказы о зимних забавах, Зимушка решила пошутить и приготовили нам картину-загадку. (слайд20)
Посмотрите на неё и скажите, что в этой картине лишнее, чего не бывает зимой? Молодцы, вы сумели найти все несоответствия, и теперь картина выглядит правильно.
Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы, и она обязательно совершит для вас чудо (слайд 21)
в группу вносится ёлка
Зимушка, как и обещала, подарила нам ёлочку для новогоднего праздника, которую мы после занятия будем наряжать.
- Понравилось вам наше путешествие в зимний лес?
- Что интересного было на занятии?
- Какое задание было самым трудным?
- За что бы вы себя похвалили?