Ирина Волкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи с элементами социоигры «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи с элементами социоигры «Лес».
Цель: Закрепить представления детей о лесе; обогащать словарный запас детей по лексической теме.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Закреплять умение делиться на команды предложенным способом;
- Закрепить умение работать в команде;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи с элементами социоигры „Лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- Сформировать чувство отзывчивости и способности помочь другим.
Познавательное развитие:
- Закрепить знания детей о многообразии лесов;
- Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к лесу.
Речевое развитие:
- Развивать воображение, любознательность, память, мышление.
- Продолжать развивать навыки составления описательных рассказов о деревьях, опираясь на знания, полученные ранее на занятиях, прогулках и экскурсиях;
- Развивать связную речь, расширять словарный запас, образовывая однокоренные слова, расширяя и уточняя знания детей о лесе, деревьях
Материалы и оборудование: дерево (ветка от большого дерева) закрепленное на платформе, высотой чуть выше детей с прикрепленными на нем разноцветными листочками; запись щебетания лесных птиц, экран с мультимедийным оборудованием, вырезанные листочки с разных деревьев, картины деревьев: клен, береза, ель, дуб, веревочка, обручи, дуга, подушечки для сидения на полу.
Мотивационный этап.
Воспитатель на середине коврика в группе ставит дерево и начинает потихоньку снимать листики с дерева и складывать в корзинку. Это привлекает несколько детей из группы. Дети начинают задавать вопросы воспитателю, для чего он это делает.
Воспитатель: Вам интересно, чем я занимаюсь?
Дети: Да!
Давайте, вы попросите ребят убрать все игрушки и собраться вокруг нашего дерева, и я вам расскажу.
Дети – делегаты собирают остальных детей к воспитателю и дереву.
Воспитатель: Ой, посмотрите, я так занялась своим делом, что не заметила, как вы собрались около меня. А зачем вы собрались?
Дети: Нам интересно, что Вы делаете. А что Вы делаете (и т. п.)
Ориентировочный этап.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас на улице?
Дети: Осень.
Воспитатель: А что бывает с деревьями осенью?
Дети: Деревья сбрасывают листья перед зимой.
Воспитатель: Вот и наше деревце тоже хочет сбросить листики на зиму, а мы можем помочь ему. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, только аккуратнее, чтобы не сломать веточки у нашего дерева. Как можно это сделать аккуратно?
Дети: Можно снимать по одному листику (ответы детей, пока не подведем к тому, чтобы снимать по одному листочку).
Ребята начинают помогать воспитателю аккуратно снимать листочки и складывать в корзину. На высоте вытянутой вверх руки на дереве висит листик с написанным «посланием». Ребенок, снявший этот листик, обращает внимание всех детей и воспитателя, что на листике что – то написано.
Воспитатель: Ой, ребята, а ведь и правда, на этом листочке что – то написано. Хотите знать, что?
Дети: Да!
Воспитатель читает: Люмос, Портус, Протего, Фиделиус, Имого.
Ой, ребята, какие – то непонятные слова. На что они похожи? (если дети не могут ответить, подводим их к тому, что данные слова похожи на заклинание).
Воспитатель: И правда, эти слова как заклинание…Кажется, я что – то слышу!
В противоположном углу группы слышно пение птиц.
Воспитатель: Вы слышите, ребята?
Дети: Да!
Исполнительский этап.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там такое? (Проходим вперед, натыкаемся на полосу препятствий). Только посмотрите, чтобы добраться до того места, где слышно пение птиц, нам надо преодолеть препятствия.
На полу разложены веревочка – дорожка, обручи – кочки - пенечки, дуга – пещера.
Преодолеваем с детьми полосу препятствий, выполняя движения согласно тексту:
Мы по тоненькой дорожке
Аккуратно ставим ножки (дети аккуратно переставляют ножки по веревочке- дорожке).
Мимо лужиц прыг да скок
Через кочки и пенек (дети перепрыгивают из обруча в обруч).
И в пещеру через вход
Нас волшебный лес зовет (дети пролезают под дугой, и оказываются перед экраном
мультимедийного проектора, на котором изображен лес с разными деревьями и животными.
Птицы продолжают щебетать на заднем фоне негромко. Перед экраном на полу рассыпаны разноцветные листья березы, дуба, клена, иголки хвойного дерева).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами очутились?
Дети: В лесу!
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей: растут деревья, ягоды, кусты, присутствуют животные. Во время ответов дети могут говорить, как обобщенные, так и конкретные названия. Обращаем внимание детей на то, какие деревья растут в этом лесу: береза, дуб, клен, елки и сосны.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите — ка, у нас под ногами лежат самые разные листочки. Давайте соберем их. Только, чур, брать по одному листику!
Дети собирают с пола листики. У каждого ребенка в руках оказывается листок от какого - либо дерева: береза, дуб, клен, ель.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые листочки у вас в руках. А давайте поиграем с ними? Хотите?
Дети: Да.
Играем в игру «С какого дерева лист».
Воспитатель: Тогда слушайте: В нашей группе спрятались те деревья, листики от которых у вас в руках. Вы внимательно смотрите, и к своему дереву бегите!
В группе на стенах недалеко друг от друга повешены плакаты с деревьями: береза, дуб, клен, ель. Дети ищут глазами «свое» дерево и подходят к нему. Получается 4 команды.
Воспитатель: Вот какие вы все молодцы! Проверьте друг — друга, правильно ли вы нашли каждый свое дерево.
Дети сверяют листочки в своей команде и дают утвердительный ответ.
Возле каждого дерева разложены подушечки, на которые воспитатель предлагает детям присесть, отдохнуть после дороги.
Воспитатель, подходит к каждой команде, у которой листочки от лиственных деревьев: Скажите, ребята, с какого дерева ваши листочки? А у вас? А у вас?
Дети: С клена (дуба, березы).
Воспитатель: А как тогда называются ваши листочки? А ваши….? А ваши?
Дети: Кленовые (дубовые, березовые).
Воспитатель: Молодцы! (Обращаясь к команде детей с еловыми иголками): а как же называется ваше дерево?
Дети: Ель, елка.
Воспитатель: А ваши листики похожи на все остальные? (показывает на остальные деревья).
Дети: Нет, они похожи на иголки.
Воспитатель: Да, у елок листья как иголки. Как же мы тогда назовем эти иголки, если они с дерева Елки?
Дети: Еловые.
Воспитатель: Молодцы ребята. А посмотрите - ка, сколько берез (кленов, елей, дубов) у нас было в группе?
Дети: Одна береза, один дуб, один клен, одна елка.
Воспитатель: Да, но это было до того, как у них появились маленькие детки — деревца. Как вы думаете, про кого я сейчас говорю?
Дети: Про нас!
Воспитатель: Ну, конечно же, про вас! А как вы думаете, какое дере
Вы на носочках поднимитесь и в деревья превратитесь.
Дети «превращаются в деревья».
Воспитатель: Посмотрите, у нас получилось много деревьев. (Подходит по очереди к березам, кленам, дубам, елям обводит рукой, показывая множество) Много…
Дети: Берез, (кленов, дубов, елок).
Воспитатель: Умнички. У каждой команды получился свой небольшой лес. (Подходит к каждой команде). Как же называется ваш лес?
Дети: Березовый (кленовый, дубовый, еловый).
Воспитатель: Молодцы, а как по - другому мы можем назвать березовый лес? (Роща).
Дубовый? (Дубрава). Кленовый? (Роща). Еловый? (Хвойный).
Если дети затрудняются с ответом, можно подсказать им названия лесов.
Воспитатель: А вот хитрый вопрос: Как мы назовем такой лес, где растут только такие деревья, у которых листья? (Ответы детей: листовые и т. п. До тех пор, пока не придем к тому, что лиственные). Вот молодцы, какие, не запутать вас. А ну — ка лиственные деревья соберитесь вместе! Посмотрите, какой лиственный лес у нас вырос!
А как же тогда мы назовем такой лес, где растут только такие деревья, у которых вместо листьев иголки? (Ответы детей: иголковый и т. п. Пока не назовем хвойный лес. Дети «хвойного леса» уже стоят вместе). Умницы! А я все равно хочу вас запутать. Найдите глазками наше деревце, которое своим заклинанием отправило нас в увлекательное путешествие и подойдите к нему. Найдите себе любое местечко около него и послушайте (Звучит песня «Милый лес» Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой).
Вот я вас и запутала. Посмотрите, все деревца в нашем лесу перемешались: тут и березки, и дубы, и клены, и ели… В какой же лес мы превратились?
Дети: В смешанный!
Воспитатель: Какие вы все молодцы!
Воспитатель: А деревца наши смотрю устали. Давайте с вами покружимся, покружимся и в листочки превратимся. А листочки полетели и на землю тихо сели.
Дети выполняют действия, согласно словам. Рассаживаются на коврик.
Рефлексивный этап.
(Тихонько включена музыка с щебетанием птиц).
Воспитатель: Ребята, а давайте закроем с вами глазки и вспомним, что сегодня с нами произошло и где мы сегодня с вами побывали…Я буду говорить начало предложения, а вы вместе со мной заканчивать его подходящими словами: Нам сегодня деревце оставило записку на листике. В этой записке было заклинание. Оно перенесло нас в лес. В лесу нас ждали препятствия: дорожка, кочки – пенечки, пещера, которые мы без труда прошли. В лесу было много деревьев. Это: клен, дуб, береза, ель. Под нашими ногами было много листочков. Мы с ними играли, кружились, превращались, танцевали, рассказывали про них.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Вы расскажите о нем дома? А сейчас предлагаю листики, которые мы сегодня собрали, соединить в большой букет! (Выход на самостоятельную деятельность - коллективная аппликация).