Светлана Овчинникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Осень» по развитию речи с обучением грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с обучением грамоте на тему :«Осень» в подготовительной группе.
Цель: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Осень“ по развитию речи с обучением грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
-Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.
-Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
-Формировать умение детей называть обобщающие слова.
Развивающие :
-Развивать четкое произнесение звуков.
-Развивать умение рассказывать содержание сюжетных картинок, составлять рассказ.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
-Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
-Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
«Дерево», на котором висят карточки с изображением букв; картинки «Осени», предметные картинки, мяч.
Предварительная работа.
Рассматривание с детьми картинок на тему «Осень».
Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
Чтение художественных произведений на осеннюю тематику.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в группу.
Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
Дети садятся полукругом. Сегодня у нас занятие по развитию речи и называется оно «ОСЕНЬ»
Воспитатель: Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель: сейчас мы прослушаем стихотворение «Птицы к югу потянулись» и расскажет его…
Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Ярко-синяя река,
Словно в зеркале холодном,
Отражает облака.
- О каком времени года мы говорим?
Дети: Осень.
- Сколько месяцев длится осень?
Дети: Три.
- Назовите их по порядку.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А вы знаете, что у каждого месяца есть свое имя?
- Сентябрь, называют ранняя осень.
- Октябрь, золотая осень, или вершина осени
- Ноябрь, поздняя осень. (см. на картинке)
-А какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей:
- На улице стало холодно, люди тепло одеваются.
- Часто идут холодные, моросящие дожди.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
- Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Описание картин.
В: Здесь у нас есть три картины с изображением осени, вы должны будите определить где какая осень изображена и описать её.
Описание картин по наводящим вопросам:
- На какой картинке изображена ранняя осень?
(ответы детей)
- Почему вы так думаете?
(ответы детей)
- Кто изображён на картине?
(ответы детей)
- Во что дети одеты?
(ответы детей)
- Что они делают?
(ответы детей)
- На какой картинке изображена золотая осень?
- На какой картинке изображена поздняя осень?
(3 ребенка самостоятельно описывают рассказ).
Физминутка.
«Мы – листики осенние»
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
В: - Осенью в лесу очень красиво! Деревья стоят в золотом уборе, как будто собрались на праздник. Это волшебница-осень так потрудилась на славу. Своей волшебной кисточкой всё разукрасила. Вся земля покрыта пёстрым ковром, а посмотрите на наше дерево, что на нем? Ни листочки, ни цветочки, а что? Буквы.
-Вы все уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
- Я надеюсь, что мы справимся со всеми заданиями.
(Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, затем предлагает выполнить задание.)
БУКВА «П»
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
(Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением животных)
В: Ребята, у каждого из вас есть картинки с изображением животных, нужно составить предложения с данными словами.
БУКВА «Т»
В: Дети, сейчас я буду называть вам слова, а вы скажите, как можно их назвать одним словом. Дидактическая игра «Назови одним словом.»
-Заяц, волк, медведь … (животные,
-Кофта, брюки, куртка… (одежда,
-Тюльпан, ромашка, нарцисс (цветы,
-Береза, сосна, дуб (деревья,
-Стул, стол, диван (мебель,
-Кукла, мяч, машинка (игрушки,
-Автобус, троллейбус, трамвай (транспорт).
БУКВА «И»
В:- Давайте поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
ночь – осенняя ночь,
небо - осеннее небо,
листва - осенняя листва,
дождь – осенний дождь,
одежда – осенняя одежда,
дерево - осеннее дерево,
день - осенний день,
небо – осеннее небо,
ветер – осенний ветер.
Буква «Ц»
В: Я прочитаю скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны будете назвать его. Слушайте внимательно.
Дидактическое упражнение «Найди звук»
1. В шалаше шуршат мыши. (ш)
2. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (ж)
3. На горе Арарат растет красный виноград. (р)
БУКВА «Ы»
В: А как вы думаете легко подбирать рифму? Давайте попробуем стать на время поэтом. Д/и «Придумай рифму»
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А ты ответил: ….
Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему (поможет).
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный (грыз).
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький (зверек).
Взял я карандаш, бумагу
И нарисовал (корягу).
На тропиночке в лесу
Как-то встретил я (лису).
Стала Яночка зевать,
Ну-ка быстренько (в кровать!
Дети, посмотрите, из букв нашего дерева сложилось слово «ПТИЦЫ». Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (5 букв, 2 слога, 2 гласные, 3 согласных).
Итог занятия.
В: Вам понравилось наше занятие?
-Что мы сегодня с вами узнали нового? делали? (как называют месяца; описывали картинки; составляли предложения; называли одним словом предметы; играли в игру со словами осеняя, осеннее, осенний; искали спрятавший звук; составляли рифму; делали звуковой анализ слова ПТИЦЫ)
-Какие задания вам больше всего понравились?
Воспитатель: мне тоже понравились ваши ответы. Молодцы!