Татьяна Кузнецова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Составление описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Автор:
Кузнецова Татьяна Павловна, учитель-логопед МБДОУ №61 г. Новочеркасска
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: создать условия для совершенствования навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на картине, развитие связной речи.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательная – учить детей подбирать символы-рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса, составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Коррекционно- развивающая- развивать связную речь, навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину». Развивать мелкую моторику, используя приемы раскрашивания и вырезывания картинок.
Кррекционно-воспитательная - воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слово, грачевник, активизировать использование в активной речи слов грач, грачиха, грачата, пейзаж, деревня, слов определений.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.
Материал к занятию: письмо, репродукция картины «Грачи прилетели», раскраски с изображением грачей, ножницы.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках за столом)
Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?
- Правильно, весна. Сейчас по утрам на улице холодно, деревья стоят голые, насекомые еще спят. Какая сейчас весна?
Д: -Это ранняя весна.
Учитель-логопед: Ребята я вам прочитаю очень красивое стихотворение, а вы послушайте, его написал А. С. Пушкин.
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой клейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Учитель-логопед: Ребята, вам понравилось стихотворение? Скажите о чем оно? (о весне)
Вы знаете, сегодня в наш детский сад почтальон принес письмо, оно адресовано вам.
- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна».
Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?
Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?
Д: — Грачей.
Учитель-логопед: Ребята, я принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели».
(Даю детям время рассмотреть картину)
Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?
Д:- Пейзаж.
Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?
Д: - Натюрморт, портрет.
Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.
Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?
Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.
Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?
Д: - Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.
Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют — грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?
Д: — Грачевник.
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте внимательнее рассмотрим картину и подберем слова-признаки к отдельным её элементам.
Какой на картине снег?
– Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный….
Какие березы?
–тонкие, длинные, корявые, старые, ….
Какое солнце?
– неяркое, ленивое,
Какие облака? Какое небо?
– Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые – небо- низкое, грустное, холодное….
Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, из этих мнемоквадратов мы с вами сделаем таблицу, которая поможет вам составить рассказ по картине (мнемоквадраты расположены на магнитной доске в разброс, дети составляют предложения, подбирают нужные картинки-символы и раскладывают по порядку. Таблица поможет ребятам последовательно описать картину).
Учитель-логопед: Ребята, я думаю вам пора отдохнуть, немного разомнемся.
Подвижное упражнение
«Ранняя весна»
На снегу косые тени, Поскоками двигаются по кругу, руки на
Разгулялся день весенний. поясе.
Тени длинными шагами Идут широкими шагами, поменяв направление
По сугробам ходят с нами. движения.
Вдруг глубокие следы Идут с высоким подниманием коленей.
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лед, Останавливаются. Поднимают руки вверх.
Тянутся.
А сосулька слезы льет. Выполняют прыжки на носках, руки на поясе.
Стужа кончилась. Ура! Бегут по кругу, взявшись за руки.
Нам весну встречать пора.
- Дети кто хочет составить свой рассказ? (Слушаем рассказы детей)
"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Изображено несколько деревенских домов и церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Они ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но под его уже теплыми лучами тает снег. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А сейчас я предлагаю вам раскрасить грачей и вырезать. Мы с вами сделаем композицию. Вы посадите своих грачей на ветки березы, и весна быстрее наступит.
Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, к вашей готовой птичке я прикреплю липучку, чтобы она держалась на ветке и не падала. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости).
Учитель-логопед: Посмотрите ребята, у нас получилось место, где живут грачи. Как оно называется? (Грачевник).
Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.
Учитель-логопед: Ребята, вам понравилось это занятие? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было трудным?
Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине.