Мелехина Евгения
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществе (экосистеме) : представления о составе сообщества – водоема (подводный мир).
2. Расширить знания детей об условиях среды, к которым приспособились животные и растения.
3. Закреплять знания детей о роли человека в нарушении и сохранении целостности данной экосистемы, правила поведения в ней.
4. Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о морских обитателях, о воде.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
Рассматривание иллюстраций на тему.
Чтение энциклопедий.
Сюжетно-ролевая игра «Подводники»
Дидактическая игра «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»
Беседы "Что дарит нам море", "Как беречь морских обитателей"
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, нам в группу передали конверт, посмотрим что там?» (открываю конверт, там, письмо от золотой рыбки). Это письмо от морского царя, Нептуна, хотите узнать что в письме написано?
Дети:Да!
Воспитатель: «Дорогие ребята! В нашем подводном царстве прошел сильный шторм и многих жителей подводного мира вынесло на берег. Помогите вернуться жителям на дно морское!» Ребята, вы хотите помочь жителям подводного царства?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Посмотрите сколько морских обитателей здесь лежат! Давайте скорее отправляться в путь! Но, а на чём можно туда отправиться?
Дети:На подводной лодке.
Воспитатель: Правильно, закрывайте глазки, по морскому дну плывем, изучаем, познаем
погружаемся всё ниже и ниже.
Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались на дне морском посмотрите, сколько живых существ! Кто же это? Вы кого-нибудь узнали ( на полу два обруча: в один обруч выкладываем морских обитателей, в другой морских рыб).
Дети:Это морские обитатели.
Воспитатель: Назовите их?
Дети: Морская звезда, краб, морской еж, осьминог, медуза, электрический скат, кит, дельфин, морской конек, морская черепаха, касатка, морской котик.
Воспитатель: Кто же еще здесь есть?
Дети: Морские рыбы.
Воспитатель: Назовите их?
Дети: Акула, рыба-шар, морской ерш, рыба меч, рыба молот, пиранья, рыба-клоун, рыба-бабочка, крылатка, рыба – хирург, рыба-попугай.
Воспитатель: Ребята, назовите самого грозного обитателя?
Дети: Это акула.
Воспитатель: А у кого морского обитателя нет твердого скелета?
Дети: У осьминога, тело не имеет костей и он может изгибаться в разные стороны.
Воспитатель: А почему его назвали осьминогом?
Дети: Потому что от его туловища отходит восемь конечностей.
Воспитатель: А самое крупное животное нашей планеты?
Дети: Это кит!
Воспитатель: А как же передвигается кит?
Дети: Киты продвигаются с помощью хвоста, снабженного двумя мощными лопастями. Они с силой взмахивают им вверх и вниз.
Воспитатель: А как дышит кит?
Дети: У кита на макушке головы расположены дыхало, они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Воспитатель: Чем же питается кит?
Дети: Питаются киты рыбой или мелкими рачками.
Воспитатель: А чем кормят киты своих детенышей?
Дети: они кормят их молоком.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о рыбах?
Дети: Рыбы – это животные, которые живут в воде, у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуёй и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро плавать.
Воспитатель: А что еще есть у рыбы?
Дети: есть жабры,
Воспитатель: А для чего рыбам жабры?
Дети: Они нужны рыбам для того чтобы дышать воздухом, содержащимся в воде.
Воспитатель: А чем же питаются рыбы?
Дети: Питаются пищей, которую добывают в воде.
Воспитатель: А как же рождаются рыбки?
Дети: Рыбы мечут икру или рождают маленьких рыб.
Воспитатель: Давайте мы немного отдохнем.
Физминутка:
Море очень широко (разводим руки в сторону)
Море очень глубоко. (приседаем, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут друзья! (выполняем движение «Рыбка»)
А вот воду пить нельзя! (разводим руки в сторону, приподняв плечи)
Воспитатель: Ребята. А почему нельзя воду пить из моря?
Дети:Она соленая.
Воспитатель: Ребята, что же еще мы видим на дне моря? Что за удивительные растения!
Дети: Это водоросли.
Воспитатель: Водоросли – это водные растения, они растут на самом дне, как трава на земле. А для чего нужны водоросли?
Дети: В водорослях одни рыбки прячутся, а другие питаются ими.
Воспитатель: Ребята мы помогли всем обитателям, наше путешествие по подводному миру подходит к концу. (возвращаемся в группу)
Воспитатель: Давайте вспомним кому мы помогли?
Дети: Мы помогли морским обитателям, морским рыбкам.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если бы мы не помогли им вернуться в подводный мир смогли ли рыбки жить на суши? А морские обитатели без воды смогут.
Дети: Нет, не смогут. Им необходима вода, вода – это их среда обитания, без воды они погибнут.
Воспитатель: Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? Что необходимо для того, чтобы и рыбкам и другим обитателям было в подводном мире хорошо?
Дети: им необходима чистая вода.
Воспитатель: А как же люди должны себя вести, чтобы вода в море всегда была чистой?
Дети: не разбрасывать мусор, не выбрасывать в воду отходы.
Воспитатель: Правильно ребята, мы должны оберегать морских обитателей, так как многие обитатели занесены в красную книгу как исчезающий вид, например рыба-молот, кит, дельфин, касатка, морской конек, крылатка.