Светлана Андреева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей Тема: «Агрегатные состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект НОД по познавательному развитию детей
Тема : «Агрегатные состояния воды» (для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила: Воспитатель МАДОУ «Буратино» Андреева С. П. г. Когалым, 2019 г.
Цель:
• Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей Тема: „Агрегатные состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи:
• расширять представления детей об окружающем мире;
• закреплять знания детей об агрегатных состояниях и свойствах воды;
• развивать самостоятельность, любознательность, умение проводить элементарные опыты и делать выводы.
• воспитывать аккуратность, взаимовыручку, любовь к природе.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, кусочки льда, кусочки нитки, сахар, соль, мука, растительное масло и ложки на каждого ребёнка; термос с кипятком, зеркало, схема «Три состояния воды».
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас встреча с одним удивительным природным веществом, которое может быть очень разным. А что это за вещество вы узнаете, внимательно послушав и отгадав мою загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети. Это – вода!
Воспитатель. Правильно, это вода.
Ребята, теперь вспомните и назовите, в каких трёх состояниях вода встречается в природе?
Дети. В жидком состоянии, твёрдом (лёд, снег, газообразном (пар, облака).
(Выставить схему «Три состояния воды»).
Воспитатель. Правильно. Итак, твёрдое состояние воды - лёд. Какие свойства льда вы знаете?
Дети. Лёд прозрачный, холодный, гладкий.
Воспитатель. Как вы думаете, а что произойдёт, если опустить лёд в воду?
Дети. (Утонет и растворится. Не утонет).
Воспитатель. Давайте проверим.
(Дети самостоятельно проверяют и выясняют, что лёд не тонет).
Воспитатель. Интересно, почему лёд не утонул?
Дети. (Лёд легче воды).
Воспитатель. Правильно! Лёд не тонет, потому что он легче воды. И сейчас с вами мы познакомились с ещё одним свойством льда.
Эксперимент № 1 «Как с помощью нитки достать из стакана кубик льда, не замочив при этом рук?»
Воспитатель. Ребята, как можно достать кусочек льда из стакана с водой?
Дети. С помощью ложки, палочкой, рукой.
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли достать лёд с помощью обыкновенной нитки и при этом не замочить руки?
Дети. (Можно обмотать льдинку ниткой).
Воспитатель. Но тогда мы намочим руки. Подумайте ещё.
Ребята, оказывается это можно сделать при помощи обыкновенной соли!
Может кто-то знает, как это сделать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Край нитки нужно положить на кусочек льда и насыпать на это место немного соли.
(Дети самостоятельно проводят эксперимент).
Воспитатель. Теперь нужно немного подождать.
(Соль немного подтопит небольшой участок льда. Затем, в течение 2- 4 минут соль раствориться в воде, а чистая вода на поверхности льда приморозится вместе с нитью).
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же произошло.
(Дети тянут за нитку и вытягивают с её помощью кубик льда).
Воспитатель. Ну что, получилось достать кусочек льда из стакана с помощью нитки?
Дети. Да!
Воспитатель. Руки замочили?
Дети. Нет!
Воспитатель. Вот и молодцы!
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вашему вниманию эксперимент, в котором мы встретимся с газообразным состоянием воды – паром.
Эксперимент № 2 «Пар – это тоже вода»
Воспитатель. Ребята, где и когда мы можем увидеть пар?
Дети. Когда закипает чайник, пар в бане, облака.
Воспитатель. Верно. Вот перед вами термос с кипятком и вы все видите, что из него выходит пар. А как мы можем убедиться в том, что пар это действительно вода? Что нужно сделать?
Дети. Не знали.
Воспитатель. Надо над паром подержать обыкновенное зеркальце.
Посмотрите, что появилось на его поверхности?
(Показать каждому запотевшее зеркало).
Дети. Капельки воды.
Воспитатель. Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети. Пар – это тоже вода.
Воспитатель. Правильно.
Физкультминутка: «Весёлые ручейки».
Воспитатель. А сейчас следующий эксперимент, в котором вы встретитесь с жидким состоянием воды. Для начала, вспомните, какие свойства воды вы знаете?
Дети. Вода-жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы. Вода бывает горячей и холодной, может переливаться, течь и замерзать.
Воспитатель. Хорошо. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним интересным и удивительным свойством воды.
Эксперимент № 3 «Вода – растворитель»
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, перед вами на тарелочках лежат вещества. Что это за вещества?
Дети. Сахар, соль, мука, растительное масло.
Воспитатель. Как вы думаете, что же нам нужно сейчас сделать для того, чтобы убедиться в том, что вода-растворитель?
Дети. Опустить сахар, соль, муку и масло в воду.
Воспитатель. Правильно, приступайте.
(Дети самостоятельно проводят эксперимент).
Воспитатель. Давайте теперь посмотрим, что же произошло с вашими веществами в воде.
(Дети выясняют, что в воде растворились не все вещества).
Дети. Вода растворила сахар и соль, немного муку, а масло осталось плавать.
Воспитатель. Верно, вода растворила сахар и соль полностью, муку – частично, а масло не растворила, оно осталось плавать на поверхности воды. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети. Вода растворяет не все вещества.
Воспитатель. Всё правильно! Молодцы!
Ну что, ребята, вам понравились наши эксперименты? Что запомнилось больше всего (выслушивает ответы детей)
Вы убедились, какой разной и удивительной бывает вода!
Дети. Да!
Воспитатель. Сегодня вы все молодцы! Все справились! Всем спасибо!