Татьяна Шибарова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности «Спички в доме» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: коллективное занимательное дело.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
1. Дать детям понятие о пользе и вреде огня, о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности „Спички в доме“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Спички детям не игрушка
- Средняя группа
- Темочки
2. Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности.
3. Закрепить знания о том, что горит, что не горит.
4. Вызвать у детей желание быть осторожными с огнем.
5. Воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную безопасность.
6. Воспитывать бережное отношение к своей жизни.
Материал:
Поднос, набор карточек «игрушки», игрушка Лисичка, мешочек со спичками, сюжетные картинки «Как действовать при пожаре», 4 свечи в подсвечниках, спички, металлический поднос, таз с водой, бумага, ткань, дерево, металл, стекло, плоскогубцы, емкость с песком, водой, мяч, картинки (чего нельзя делать, коробка с угощением.
Предварительная работа:
изучение иллюстраций из серии: "Дошкольником о пожарной безопасности. "
Чтение рассказов:
"Путаница" К. И. Чуковского.
"Пожар" С. Я. Маршака.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на ковре на подушечках.
Воспитатель:- А сейчас игра для самых внимательных. Посмотрите на картинки и подумайте:
- Какой среди них предмет лишний?
- Почему?
(ответы детей).
Воспитатель:- Мячик, машина, кукла, лопатка, ведерко - это игрушки.
- А спички можно назвать игрушкой?
(ответы детей).
- Как вы думаете, для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костер)
(ответы детей).
- Что появляется, когда зажигаем спички? (огонь)
(ответы детей).
Воспитатель:-Дети, в каждом доме есть огонь.
Где его можно взять? (из спички, зажигалки)
(ответы детей).
-А вы знаете, огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Дидактическая игра "Какой бывает огонь. "
- Для чего люди разводят костер?
(чтобы согреться или готовить пищу).
(ответы детей).
- А что надо класть в костер, чтобы он горел? (сухие ветки, дрова, бумагу).
(ответы детей).
Воспитатель:- Вы знаете дети, не все горит в огне.
Дидактическая игра "Что горит, что не горит".
Воспитатель:- В наших квартирах много вещей, которые очень хорошо горят, поэтому взрослые и дети должны быть осторожны с огнем.
- Дети, слышите, кто-то хвостиком в дверь стучит. Пойду посмотрю, открою.
(воспитатель открывает дверь, заносит лисичку – игрушку.
- Здравствуйте, ребята. Я лисичка - сестричка.
(дети здороваются).
- А вы знаете, ребята, я очень люблю играть, посмотрите, что я принесла.
(достает коробочку спичек)
- Ой, кто в коробочке пищит?
- Что это? (спички)
- Как интересно.
- Спички что-то говорят. (дети прислушиваются)
- Спички говорят, что хотят поиграть с нами.
- Они предлагают, что - бы мы их зажгли, когда они будут гореть всем будет тепло и весело.
(лисичка зажигает спичку).
- Как здорово! Сама спичка деревянная, головка у нее из серы.
- Посмотрите, как она быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка,
огонь такой яркий!
- Ой, ой! Огонь приближается к моим лапкам, обжигает их, и мне становится больно!
- Дети помогите мне, что делать? (Надо потушить огонь, подуть на него)
(ответы детей).
- Дети подумайте, а если я брошу горящую спичку на пол, что произойдет? (Пожар)
(ответы детей).
- Правильно, дети, загорится ковер, мебель.
Воспитатель: - Вот, лисичка, какая беда может случится от маленькой спички, наши дети об этом знают.
- Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнем. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют.
- Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, потом стали разгораться больше, больше, выше, выше.
Игра "Разгорайся огонек".
(дети имитируют огонек).
Ты вокруг повернись,
В огонек превратись!
- Огонек был маленький, яркий. Открылась форточка, и влетел осенний ветерок-проказник. А маленькому огоньку только это и надо, он стал расти, расти, и превратился в огонь - великан сердитый и злой.
- Дети, что же дальше случилось, когда маленький огонек превратился в большой? (Пожар).
(ответы детей).
Воспитатель:- Дети, а если случится пожар, что нужно делать? (При пожаре звонить "01", чтобы вызвать пожарную команду, назвать адрес)
(ответы детей).
- А как называются люди, которые работают в пожарной команде? (пожарники)
(ответы детей). - Дети, но мы с вами должны знать, как надо правильно вести при пожаре (используя сюжетные картинки "Правила поведения при пожаре")
- Если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
- Нельзя тушить водой горящие электроприборы.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.
- Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
«Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей и лисичку с огнем его свойствами.
В: - Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй: «Горит или не горит этот предмет» Воспитатель пробует поджечь бумагу, линолеум, ткань, сухой, мокрый лист, палочку от ветки.
Эксперимент третий. В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент, четвертый пятый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Эксперимент шестой:
В: А теперь проведем последний опыт. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой (банкой). Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Вос-ль: Дети скажите пожалуйста, что такое пожар?
Дети: Пожар это когда горит дом, лес.
Вос-ль: От чего же возникает пожар? На этот вопрос я предлагаю вам ответить через игру.
Дети встают в круг
Вос-ль кидает мяч и задает вопрос: "Почему возник пожар?
-Катя, почему возник пожар? (дети играли спичками).
-Полина, почему возник пожар? (дети зажгли свечку и она упала).
-Иван, почему возник пожар? (забыли выключить утюг).
-Люда, почему возник пожар? (сушили белье над плитой).
-Маша, почему возник пожар? (не потушили в лесу костер) и т. д.)
Вос-ль: Дети, так значит огонь это плохо?
Дети: Когда пожар огонь опасен.
Дидактическая игра: " Чего нельзя делать"
Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему. Молодцы, ребята, хорошо справились.
- Дети, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать.
Итог: Лисичка приносит волшебный мешочек, в котором находится угощение. Дети говорят, что им понравилось, и что запомнилось на занятии, лисичка дарит пирожное.