Почтовая Ольга Евгеньевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Слог. Деление на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему : «Слог. Деление на слоги».
Цель: формирование умения делить слова на части — слоги.
Задачи:
Обучающие :
- дать понятие о термине «слог»;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе „Слог, Деление на слоги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- формировать умение делить слова на слоги; (на слух при помощи хлопков);
- научить детей произносить слова по слогам; определять их количество в словах.
Развивающие:
- развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность;
- развитие речи детей, внимания, памяти.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес у детей, любознательность.
Методы:
- словесные (беседа, диалог, пояснение);
- наглядные (схемы, иллюстрации – кот, лиса, корова, белка, котята, мышка);
- практические (дидактические игры).
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Ход занятия.
I. Организационная часть.
Здравствуйте дети! Дети, давайте улыбнемся друг другу, и начнем наше занятие. Сегодня мы поговорим с вами о слогах, о делении слова на слоги. Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно
- Сегодня к нам на занятие пришел гость – Медвежонок!
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашаю всех в круг радости, что бы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями.
Собрались мы с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
II. Основная часть.
Ребята. Мне сегодня пришло письмо (отдает конверт).
- Ребята, давайте посмотрим, что же там (воспитатель достает картинки). Ребята, давайте назовем, кто здесь изображен ( воспитатель показывает картинки: кот, лиса, корова).
Дети называют слова все вместе.
Воспитатель объясняет детям: - Если слово произнести протяжно и громко, то можно определить сколько слогов в этом слове.
- Слог – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Ребята, а как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей).
Что бы правильно определить сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов ( например: слон, лиса). Посмотрите, как это буду делать я. Воспитатель показывает картинку и называет слово «кот», поднеся ладонь к подбородку.
- Сколько раз я коснулась ладони, ребята? (ответы детей)
- Как вы думаете, если я коснусь подбородком своей ладони один раз, то сколько слогов в слове «кот»? (ответы детей)
Воспитатель предлагает вместе произнести слово «лиса», поднеся ладонь к подбородку. Дети вместе с воспитателем произносят слово.
- Сколько раз подбородок коснулся вашей ладошки? (ответы детей)
- Сейчас вы сами должны определить сколько слогов в слове «корова». Дети называют слово.
- Сколько раз подбородок коснулся ладошки? (ответы детей)
- Сколько слогов в слове «корова» (ответы детей)
- Запомните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Примерные слова: ма-ма, кни-га, ма-ши-на, со-ба-ка.
Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики. дети выполняют прыжки на месте на двух ногах
Ножками топают, топают ногами
Ручками хлопают. хлопки в ладони
Низко наклоняются,
Быстро выпрямляются. наклоны вперёд
Глазками моргают, несколько раз закрыть и открыть глаза
После отдыхают.
Дидактическая игра «Добавь слог».
- Ребята, а Медвежонок тоже хочет поиграть с вами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку – картинки, Мы ему, конечно, поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, дети добавляют пропущенные слоги : коро, котя, мыш, бел)
- Сегодня мы научим медвежонка обозначать слоги, используя схему. Воспитатель на доску выставляет схему с условными обозначениями.
- Ребята, каждое слово мы будем обозначать прямоугольником. Что бы разделить слово на слоги, мы будем делить прямоугольник черточкой на части. Если в слове один слог, то прямоугольник не делим: шар, лом. Если в слове два слога, то делим прямоугольник черточкой на две части: ка-ша, ли-са. Если в слове три слога, то делим прямоугольник черточкой на три части: ко-ро-ва, ма-ши-на. (воспитатель вывешивает схемы на доску)
III. Заключительная часть.
- Итак, ребята, что такое слог? (ответы детей)
- Что нам помогает делить слова на слоги? (ответы детей)
- Ребята, медвежонку пора идти, давайте прощаться с ним!
А наше занятие окончено!