Елена Федорова
Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц»
▼ Скачать
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «развитие речи» в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство со звуком и буквой «Ц».
Интеграция образовательных областей :
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Социально-коммуникативное развитие
-Физическое развитие.
Цель: Ознакомление с согласным звуком «Ц» и буквой «Ц,ц», формирование умения читать слоги и слова.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Развитие речи“ в подготовительной группе „Знакомство со звуком и буквой Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Познавательное развитие :
-познакомить детей с согласным звуком «Ц»,
-формировать умение читать слоги и слова с буквой «Ц»
-развивать графические навыки.
Речевое развитие :
-развивать фонематический слух детей,
-закреплять четкое произношение звука «Ц» при проговаривании чистоговорок
-закреплять умение выражать свои мысли фразовой речью
-развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Социально-коммуникативное развитие :
-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к своим партнерам по общему делу.
-воспитывать умение слушать и договариваться.
Физическое развитие :
-способствовать предупреждению утомляемости посредством физкультминутки, пальчиковой гимнастики, смены динамических поз.
-способствовать профилактике нарушения зрения и осанки.
Оборудование:
Демонстрационный:
-карточки с изображением клубники, утки, рябины, индюка, цапли, арбуза
-карточка с изображением курицы
- игрушка цыпленка
-карточки с гласными буквами А,О, У, И, Е, Ы,Э, слоги ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ
- схемы слов (гусеницы) из одного, двух и трех слогов ( разноуровневые задания: выс. ур. - три слога, сред. ур. – два слога, низ. ур. – 1 слог).
- цыпленок с буквой Ц
-карточка со схемой предложения, карточка с предложением «У кури. цыплята.»
Раздаточный:
-карточки со схемой слова, цветные квадратики, обозначающие звуки ( разноуровневые задания: выс. ур. – три квадрата: зел., син., кр., сред. ур. – два квадрата: син., кр., низ. ур. – один квадрат: син.).
-фасоль
-тетради
-простые карандаши
Формы организации образовательного процесса :
-совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Форма работы с детьми:
-подгрупповая
-индивидуальная
Виды деятельности:
-коммуникативная
-познавательная
-двигательная
-игровая
Методы и приемы работы с детьми:
-наглядные:
-словесные: тексты пальчиковой гимнастики, физкультминутки
-практические.
Технологии:
-здоровьесберегающие,
-игровые,
-проблематика,
-коллективный способ обучения.
Ход организованной образовательной деятельности:
1 этап - мотивационный
(Дети с воспитателем входят в группу).
Восп. : Еще раз, доброе утро, ребята. У нас с вами сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. (Здравствуйте). И сегодня мы все вместе отправимся в путешествие, а в какое, нам подскажет наш волшебный колокольчик. (Звенит колокольчик)
Колокольчик снова рад
Пригласить всех в Буквоград
В граде буквы том живут
И знакомства с нами ждут.
А попасть в Буквоград мы сможем,если придумаем и назовем слова, начинающиеся на твердый согласный звук. Вот какой пароль установил сегодня наш Гном Гномыч. Справитесь (Да). Тогда начинаем по очереди Гному говорить слова.
(Садятся.)
2 этап - исполнительный
Восп. : Вот мы с вами и оказались в Буквограде. И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним согласным звуком, а с каким, нам подскажет подружка Гном Гномыча. Но ее имя он зашифровал с помощью вот этих картинок. Хотите узнать, как зовут подружку? (да)
Перед вами карточки, сперва перечислите, что на них изображено? (клубника, утка, рябина, индюк, цапля, арбуз).
Расшифруйте загаданное имя по первым звукам этих слов. Догадались? (Курица)
Восп. : Верно, это курица.
ЦА-ЦА-ЦАЦА-ЦА-ЦА, здравствуй, здравствуй, курица.
Повторите все за мной, поздоровайтесь (Повторяют)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕЦЕ-ЦЕ-ЦЕ, вот вам сказка о яйце,.(повторяют по одному ребенку по цепочке)
ЦО-ЦО-ЦОЦО-ЦО-ЦО, снесла курица яйцо,
ЦУ-ЦУ-ЦУЦУ-ЦУ-ЦУ, кошка тянется к яйцу,
ЦА-ЦА-ЦАЦА-ЦА-ЦА, брысь-ка кошка от яйца,
ЦО-ЦО-ЦОЦО-ЦО-ЦО, сами мы съедим яйцо.
Восп. : Кто был внимательным и услышал, подсказку от курицы, какой звук повторялся чаще всего? (Звук «Ц»).
Восп. : Верно это звук «Ц», давайте с ним знакомимся. Произнесите тихонечко «Ц». (Произносят)
Кто может сказать какой это звук? (Согласный, потому что он не умеет петь и во рту мешают преграды)
Восп. : Совершенно верно Звук «Ц»- согласный, а что о нем можно сказать еще (Он глухой, потому что при произношении не дрожит горлышко и произносим мы его без голоса).
Восп. : Верно, если мы положим ладошку на шею, то ничего не почувствуем, а еще, что можно сказать о звуке «Ц»(Он твердый)
Восп. : Да, звук «Ц» твердый, и есть у него маленький секрет : звук «Ц»-одиночка, потому что всегда твердый, мягким он быть не может.
Звук «Ц» любит играть в прятки, давайте поиграем с ним и поищем его место нахождения в словах. (Дети берут карточки слова, синий квадрат из индивидуального набора).
(Слова, которые произносит педагог: Цапля, концерт, месяц, порция, царство, царевна, заяц, акация, палец, цунами, танец, цирк.)
Пока мы с вами звук искали, к курице детишки прибежали. А знаете, как зовут деток у курицы? (Цыплята). Хотите узнать, чем они занимались и где были? Выходите на травку.
Физкультминутка.
Шли цыплята по дорожке (ходьба на носках на одном месте)
Прыгали на одной ножке (прыгают на одной ножке.)
А еще кружились смело (кружатся)
Крыльями махали вправо (взмахи руками с поворотом)
Крыльями махали влево (взмахи руками с поворотом)
А потом домой спешили (бег на месте)
К мамочке родной под крылья (обнять себя).
Интересно, сколько же цыплят у нашей курочки давайте посчитаем. (Дети передают по кругу цыпленка, проговаривая:один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка и т. д.)
Все цыплята в сборе и очень проголодались. Давайте их покормим. Кормить мы их будем гусеницами, но не простыми. Найдите, пожалуйста, слова, в которых есть звук «Ц». (Выбирают картинки-слова из индивидуального набора).
А теперь, подумайте какие это гусеницы, если в вашем слове
один слог-это гусеницы короткие, если два-то гусеницы подлиннее, ну а самые длинные гусеницы - это слова, в которых 3 слога. Распределите. (Выполняют)
Вот мы с вами и познакомились с твердым согласным звуком «Ц». Вы так понравились курице, что она решила познакомить вас еще и со своей любимой буквой «Ц». Давайте уточним, а разве буква и звук это ни одно и тоже? (Нет, звук-это то, что мы слышим и произносим, а буква-то что мы видим и пишем, буква- это символ звука.)
Молодцы, ну а что бы лучше разглядеть и запомнить новую букву необходимо подготовить глазки.
Гимнастика для глаз:
Глазки вправо, глазки влево
И по кругу проведем,
Быстро, быстро поморгаем,
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа,
И в межбровье посмотри,
Быстро-быстро поморгай
И опять ты их потри.
Глазки закрываем, носом медленно вдыхаем…
Глазки можно открывать и занятье продолжать.
Проходите на свои места (садятся)
-Звук «Ц» обозначается буквой «Цэ». Эта печатные буквы заглавная и строчная «Ц». Когда нам при написании потребуется заглавная буква? (В начале предложения, в написании улиц, городов, ФИО, кличек животных).
Давайте попробуем составить букву «Ц» на столе с помощью фасоли, которую для нас припасла гостеприимная курочка. (выкладывают).
-Посмотрите – ка, один из наших цыплят одел фартучек с буквой «Ц» и готов зернышки клевать, чтоб с вами слоги почитать, а вы готовы? (Да). Помните звук «Ц» всегда произноситься твердо.
Чтение слогов (по цепочке).
АЦ-ОЦ-УЦ-ЕЦ-ИЦ-ЫЦ
ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦА
-А что сегодня еще приготовила для нас курица? (воспитатель показывает схему предложения)
-Что это? (схема предложения)
-А что можно назвать предложением? (Предложение –это слова связанные между собой по смыслу).
Сколько слов в данном предложении (три).
А цыплята придумали к данной схеме свое предложение и попытались его записать. Прочитайте его. По-моему чего-то не хватает. (Не хватает слога «ЦЫ» в слове «КУРИЦЫ»). (Обратиться с просьбой, прочитать получившееся предложение). Давайте напечатаем, это предложение, а цыплята нам в этом помогут.
Пальчиковая гимнастика.
Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони)
Пять комочков (Пальцы сжаты в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы- клювы)
Из щелей течет водица. (Перебирают пальцами, изображая клювики)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показ как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу).
Открываем тетради, посмотрите на образец написания предложения. Какие правила написания предложения вы видите (предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, между словами есть расстояние). Записываем (Контроль за осанкой).
3 этап-рефлексивный.
Ребята нам пора возвращаться обратно, но для начала давайте вспомним, чего нового мы сегодня узнали? (Дети перечисляют). А кого сегодня можно похвалить? (Ответы детей) Спасибо курице за интересные задания, а вам за спасибо за старание. Встали, вокруг себя все покружились и в детсад все возвратились.