надежда снаткина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Очистка воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с водой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными способами очистки воды-фильтрованием.
- Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать, действовать в соответствии с алгоритмом.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения эксперимента, логическое мышление, память, обобщение, речь.
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе „Очистка воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться).
- Воспитывать бережное отношение к воде, самостоятельность, аккуратность, любознательность, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
Активизация словаря: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, учёные, жидкость.
Оборудование: мультимедиа, отрывок из мультфильма: «Смешарики «Маленькое большое море» 1 сезон, 41 серия; ёмкости с неочищенной водой, воронки, прозрачные стаканчики (по количеству детей, магниты, сачки, ватные диски, бинт, ткань, спецодежда для работы в лаборатории.
Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения за водой в природе, рисование, беседы о пользе воды, о проблеме и причинах возникновения загрязнения природных вод, путях решения проблемы, рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов. Чтение рассказов, сказок о воде; беседа о воде, загадывание загадок о воде.
Ход НОД:
1. Введение в образовательную деятельность, создание проблемной ситуации.
- Ребята, к нам в группу пришли гости, Давайте им пожелаем доброго утра.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. А теперь присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам на сайт детского сада пришло видеосообщение от Смешариков. Оно адресовано самым любознательным, самым умным детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта письмо адресовано детям нашей группы. Давайте внимательно посмотрим на экран. (просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Маленько большое море» 1 сезон, 41 серия).
Воспитатель: Ребята, Смешарики попали в беду, они просят помощи у нас. С какой проблемой они столкнулись?
Дети: Вода стала настолько грязная, что ею невозможно пользоваться.
Воспитатель: Ребята, а что делалось неправильно, почему вода в водоеме стала не пригодна для использования?
Дети: Смешарики засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли живые существа жить в такой воде? И что будет, если люди все так же будут засорять свои водоемы?
Дети: Без воды не могут жить ни насекомые, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни растения, ни грибы, ни человек. Каждое живое существо нуждается в воде. И не просто в воде, а в чистой воде. Потому что чистая вода основа здоровой жизни.
2. Проектирование решения проблемной ситуации.
Воспитатель: Как вы думаете мы можем помочь Смешарикам? Что можем сделать? А вы знаете, как можно очистить воду?
Ответы детей.
3. Выполнение действий
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать настоящими учеными.
Воспитатель: Кто такие ученые? (Слайд 2)
Ответы детей.
Воспитатель: Ученые - это люди, которые занимаются наукой. Они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, задают вопросы и ищут ответы на них. Давайте и мы, с вами превратимся в ученых и проведем сегодня эксперимент.
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас пройти в лабораторию чистой воды.
В лаборатории есть определенные правила.
1. Не шуметь 2. Быть внимательным 3. Не пробовать на вкус 4. Быть очень аккуратным. 5. Четко выполнять указания старшего лаборанта. 6. По завершении опыта нужно сделать вывод.
Я буду старшим лаборантом, а вы моими помощниками (проходим к стульчикам, надеваем спецодежду- фартуки).
Воспитатель: Итак, уважаемые ученые мы с вами разделимся на 3 группы по 4 человека. Проходим к столам (На столе стоят контейнеры с образцами грязной воды, лежат магниты, сачки, тарелочки, контейнеры для мусора).
Воспитатель: Смешарики отправили посылку с загрязненной водой и просят вас помочь очистить ее. Посмотрите какая грязная вода. Сколько крупного мусора плавает в ней и лежит на дне. Как вы думаете, сначала нужно достать мусор со дна или убирать с поверхности? Почему?
Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.
Воспитатель: Перед тем, как мы с вами начнем очищать воду давайте посмотрим, куда мы будем складывать выловленный мусор.
А мусор мы с вами будем рассортировывать. Посмотрите, на столе стоят ящички, на которых нарисовано, какой мусор нужно в них класть.
Сначала мусор вылавливаем на тарелочки, а потом распределяем по ящичкам.
Воспитатель: Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора, плавающего на поверхности?
Дети: Сачок.
Воспитатель: Давайте девочки будут вылавливать мусор сачком в тарелочки, а мальчики раскладывать по ящичкам.
(Дети вылавливают сачком мусор, плавающий на поверхности)
Воспитатель: Какой мусор лежит на дне, почему?
Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди и т. д.
Воспитатель: Каким приспособлением мы воспользуемся, чтобы достать мусор, который на дне?
Дети: Магнитом. Теперь мальчики достают мусор магнитом на тарелочки,
(Дети опускают магнит в воду)
Девочки рассортируйте мусор по ящичкам. Для чего мы с вами рассортировали мусор? Что мы с ним сделаем?
Дети: Некоторый мусор можно переработать и изготовить из него новый товар. Тогда не нужно будет вывозить мусор на свалку и загрязнять природу.
Воспитатель: Весь крупный мусор мы с вами достали?
Дети: Да.
Воспитатель: Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? Можем ли мы Смешарикам отдать такую воду?
Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.
Воспитатель: Пройдем в другую часть нашей лаборатории.
Воспитатель: Ребята, перед вами предметы –стаканы с воронками, ватные диски, ткань (слои бинта).
Воспитатель: Для чего они нам нужны?
Дети: Чтобы сделать фильтр для очистки воды.
Воспитатель: Что такое фильтр, для чего он нужен? Очистить воду и избавиться от вредных примесей можно с помощью специальных фильтров. Фильтры – это устройство для очищения жидкости.
Воспитатель: Слушаем внимательно и выполняем все указания. Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Найдите стакан с цифрой 1, положите в воронку бинт. А теперь мы воду профильтруем. Возьмите емкость с грязной водой и аккуратно налейте немного воды.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: Вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.
Воспитатель: А теперь профильтруем воду через вату. Найдите стакан с цифрой 2, положите в воронку ватный диск. А теперь фильтруем воду. Возьмите емкость с грязной водой и аккуратно налейте немного воды (и здесь на фильтре остались соринки).
- Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да.
- Почему?
Вывод: Ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
- В каком стакане самая чистая вода?
- Какой фильтр мы использовали для получения самой чистой воды?
Дети: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ватного диска. Он лучше всего очистил воду.
Вывод: Фильтр из ватного диска не пропустил мелкий мусор и грязь, так как он самый плотный.
Воспитатель: Мы закончили работу в нашей лаборатории. Давайте снимем фартуки и пройдем на свои стульчики.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на экран и составим схему очистки воды. (Слайд 3).
Воспитатель: После занятия мы отправим нашу схему Смешарикам. Они ее посмотрят, и узнают, как можно очистить грязную воду.
4. Заключительная часть (Рефлексия)
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, кем мы сегодня с вами были?
Дети: Учеными.
Воспитатель: Сегодня вы стали настоящими учеными. Я хочу наградить вас медалями за любознательность. Наше занятие окончено, скажем нашим гостям «До свидания» и пройдем в группу.