Людмила Оленева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Цель: формировать представления детей о рукотворном и природном мире
Психолого-педагогические задачи: формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение; развивать умение определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим; воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы» размещена в разделах
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности : познавательно-исследовательская
Форма работы с детьми : фронтальная
Материал: картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту, игрушка домовенок Кузя.
1 часть – вводная
Цель: приветствие, организация внимания, создание игровой ситуации, постановка цели деятельности.
Создание образовательной ситуации. Слышатся слова из мультфильма «Дом для Кузьки»
Дети находят спрятавшегося Кузьку.
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Домовенок жил в лесу, теперь он живет в новом доме у Наташи. Там столько много предметов. А зачем они нужны в доме? Как же нам помочь Кузьке это узнать? Дети рассказывают, как помочь Кузьке
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Давайте поможем домовенку узнать, какие предметы его окружают и для чего они нужны. Дети принимают цель деятельности, решают рассказать Кузьке о разных предметах в доме.
2 часть – основная. Цель: формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение; развивать умение определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите Кузьке, что вас окружает». К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы? Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
Дидактическая игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту». Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Физ. минутка:
Раз, два, три, четыре –(Хлопают в ладоши)
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом (Имитируют глажку белья)
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем (Имитируют уборку)
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся - (Хлопают в ладоши)
К телевизору усядемся (Приседают)
Дидактическая игра «Кому нужен?» Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте
Ребята, а какие советы вы бы дали Кузьке, чтобы с ним не случилось беды?
Полезные советы: «Чтобы не случилось беды»
• Не подходить близко к работающей газовой плите.
• Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.
• Не трогать руками светящую лампочку.
• Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы. - нас окружает множество разных предметов (перечисляют их)
- К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов и внимательно смотрят картинки, хлопают, выполняют движения.
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто».
Цель: 3 часть – заключительная.
Анализ деятельности, поощрение, подведение итогов.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Чему мы сегодня научили домовенка?
Кузька благодарит детей. Он запомнил много предметов, которые облегчают труд людей. А для того, чтобы не попасть в беду, Кузьке хочется взять с собой полезные советы, но только читать он не умеет. Как быть? По желанию, дети рисуют правила безопасности.