Татьяна Науменко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Откуда пришел хлеб?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Откуда пришел хлеб?»
Воспитатель:Науменко. Т. С.
1квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад №31», г. Биробиджан
Форма: Непосредственно образовательная деятельность
группа №6 подготовительная
Продолжительность: 30 минут
Тема «Откуда пришёл хлеб»
Цель: утонить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Откуда пришел хлеб?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Задачи:
«Познавательное развитие»
Расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека;
Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе его выращивания и изготовления; о разнообразии хлебобулочных изделий;
Расширять знания детей о последовательности выращивания хлеба, соотносить сведения о долгом пути хлеба от поля до стола в старину и современное время;
Учить узнавать и называть некоторую сельскохозяйственную технику, применяемую в процессе выращивания хлеба.
Закрепить знания о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания
«Речевое развитие»
Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих
Активизировать и обогащать словарь по теме, побуждать детей интересоваться смыслом слова «хлеб»; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;
Развивать связную речь, при ответах использовать как простые, так и сложноподчиненные, сложносочиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.
«Социально-коммуникативное развитие»
Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей; обратить внимание на слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Физическое развитие: красиво, грациозно выполнять движения в соответствии с текстом; развивать творчество в двигательной деятельности.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Материалы и оборудование:
проектор, слайды, д/и «Живые картинки».
Предварительная работа:
отгадывание загадок, решение логических задач, чтения художественных произведений, игры с разрезными картинками, д/и «Живые картинки», «Путь хлеба», «Расскажи о профессии», разучивание стихов, рисование трудовых действий по выращиванию хлеба, решения проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
Знают профессии агроном, комбайнёр, тракторист, хлебороб, хлебопёк, пекарь, вид их деятельности, последовательность работы в выращивании и изготовлении хлеба, называют машины, которые облегчают труд людей (комбайн, сеялка, борона, трактор, грузовик и т д.)
Виды деятельности :
Двигательная, познавательно-речевая, социально-коммуникативная.
Словарная работа:
Хлебозавод, хлебороб, хлебопёк, хлебные, хлеборезка, хлебобулочные изделия, пекарь, тракторист, комбайнёр, водитель, сноп, коса, серп, жито, мукомол, стог, амбар и т д.
Ход
1.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать,
Все мы будем очень дружно на вопросы отвечать!
2.
Послушайте стихотворение. С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Даже не верится нам с тобою,
что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
когда он лежит в придорожной пыли.
- О чем это стихотворение? Что случилось?
Почему незнакомый прохожий поднял и с булкой медленно ушел?
Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?
О каком чуде-земли говорит автор? Почему сердце за хлеб обливается болью?
- Сколько людей разных профессий трудятся над тем, чтобы хлеб к нам пришел на стол! Потому что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Нужно научиться ценить труд других.
3.
Ребята, а вы знаете ХЛЕБ в старину называли «жито», от слова жить.
- Как вы думаете, почему?
- С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
4.
- Откуда же берётся хлеб? Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
Ребята, а хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб? Они делали это вручную. Весь труд был ручной. Только пахать и боронить помогали лошади. Когда поле вспашут и разборонят, тогда засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.
- Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
- А почему? Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, тепло и вода.
5. Давайте представим, что мы – зернышки в поле
В землю зернышко попало, (приседаем)
Прорастать на землю стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встаем)
К свету и теплу тянулся (тянемся)
И красавцем обернулся (руки разводим 2 раза)
К концу лета колоски созрели, пора убирать урожай.
Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле.
Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном.
Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.
А потом везли на мельницу и мололи.
Раньше зерна мололи вручную.
Давайте покажем, как.
6.
Упражнение «Мукомол».
Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зерна молол (круговые движения перед собой).
А теперь из муки все, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
И только потом, когда мука была готова, замешивали тесто, топили печи и пекли хлеб.
7.
- Как вы думаете, а сейчас так ли выращивают зерно? Что изменилось спустя долгие годы?
Дети: появились машины- техника, которая помогает облегчить труд хлебороба
- Давайте поиграем в игру «Разложи и расскажи»
Перед вами картинки (1 ряд) с изображением разных этапов выращивания хлеба раньше, в старину, о которых мы сейчас с вами говорили, и картинки (2 ряд) с изображением этапов выращивания хлеба с применением современной сельскохозяйственной техники в наше время.
Задание: Разложите картинки (2 ряд) под 1 рядом картинок в той последовательности, в которой выращивают хлеб в наше современное время.
Правильный вариант выкладывания картинок:
В старину весь труд был ручной. Пахать и боронить землю помогали лошади. Когда поле вспашут и разборонят, тогда засевали.
А сейчас людям помогает трактор, на котором работает тракторист. Сначала к трактору присоединяют плуг и пашут землю, затем барону. Когда земля подготовлена к трактору прицепляют сеялки, и ровными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
Когда зерна хлебов созрели, начинается – жатва. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в – амбары. А потом везли на мельницу и мололи.
А сейчас на поля выходят комбайны на которых работают комбайнёры. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины. Зерно везут в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом везут на хлебозавод, где из зерна мелют муку.
В старину, когда мука была готова, замешивали тесто, топили печи и пекли хлеб.
А в наше время муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
8.
- Несмотря на то, что в наше время процесс выращивания хлеба значительно облегчен современной сельскохозяйственной техникой, однако труд этот по-прежнему трудный и трудоемкий.
Русский народ всегда бережно относился к хлебу. Поэтому не случайно так много существует пословиц о хлебе. Какие пословицы вы знаете? (ответы детей)
Каша- матушка наша, а хлеб ржаной — отец родной.
Хочешь, есть калачи — не сиди на печи
Хлеб всему голова
Счастлив край, весел край, где обилен урожай
Лето со снопами, осень с пирогами
Ржаной хлебушко, пшеничному калачу — дедушка
Зернышко — к зернышку — будет мешок
9.
Игра: «Ответь на вопрос».
Назови хлеб ласково (Хлебушек)
Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Кто печёт хлеб? (Хлебопек)
Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)
10.
Дидактическая игра «Узнай изделие из хлеба»
- Ребята подойдите к столу (дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)
-Посмотрите какие здесь есть хлебобулочные изделия. Вы любите их есть?
Сейчас мы проверим, знаете ли вы, как называются разные изделия из хлеба. (пряник, батон, рулет, печенье, сушки, сухари, буханка, пирог, плюшка, коржик, сочник и т. д.).
11.
- Много различных хлебобулочных изделий существует, но мы должны всегда помнить одно: надо с уважением относиться к каждому кусочку!
- Как вы думаете, что значит, «относиться с уважением к каждому кусочку», как нужно относиться к хлебу?
Дети: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
С уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, ни в коем случае не выбрасывать хлеб.
Не брать больше хлеба, чем можете съесть.
Не крошить за столом, не сорить хлебом.
Нельзя играть с хлебом, бросать на пол.
Бережно съедать все до конца.
Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Будем учиться ценить труд других.
12.
- А теперь оцените себя по «Лестнице активности»
Ребята, у меня на столе лежат цифры «5» и «4». Оцените себя сами - если сегодня вам было интересно и вы были активны, то ставьте себе - «5»;
если что–то не получалось, вызвало затруднения - «4».
(Ребята себя оценивают)
Почему ты себя оценил на «4» ,что для тебя было трудно?
13. А сейчас я приглашаю вас попить чай с вкусными хлебобулочными изделиями.