Марина Толстых
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необычный кусочек мела» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необычный кусочек мела» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей со свойствами мела, его назначением. Учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы. Развивать познавательный интерес.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Необычный кусочек мела“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Познакомить детей со свойствами мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.
Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают мел, как они используются человеком.
Познакомить детей с месторождениями мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Развитие творческих способностей детей, с использованием природного материала.
Материал и оборудование:
1. Посылка с камешками и мелом;
2. Загадки про мел и камень;
3. Тарелки с камнями и мелом, стаканчики с водой, пинцеты и палочки.
4. Фартуки, нарукавники, шапочки.
5. Картон черного и коричневого цвета, мелки.
6. Экран, проектор, ноутбук.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, я хочу показать свои знания и умения, да и ваши знания познать. Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)А еще что? (Природа).— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).— Дети, а к нам пришла интересная посылка + письмо:
«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою загадку, которая находятся в конверте. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы».
Ребята, в письме загадка давайте ее отгадаем.
Хоть и снега он белее
След оставит на руке.
На асфальтовой аллее,
Или в классе на доске
Он бежит строкою смело
И зовётся просто …. (мелом)
Воспитатель раздаёт детям кусочки мела, предлагает исследовать его и рассказать о выявленных свойствах и качествах.
Эксперимент №1. Мел тонет в воде.
Дети опускают кусочек мела в ёмкость с водой. От него начинают отходить пузырьки (воздух). При намокании мел темнеет.
Эксперимент №2. Крошим мел.
Дети кладут в ёмкость кусочек сухого мела и пытаются его раскрошить с помощью твёрдого предмета (камня, скалки и т. д.). Затем кладут в ёмкость кусочек мела смоченного в воде.
Вывод: мокрый мел крошится легче, чем сухой.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам немного отдохнуть!
Физминутка
Игра “Гора и камешки”.
Звучит спокойная музыка.
Стоит гора – старушка
До небес макушка,
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает –
Камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
-Молодцы ребята, возвращаемся на свои рабочие места.
Эксперимент №3. Мел и вода.
Дети насыпают крошки мела в ёмкость с водой. Крупинки мела плавают на поверхности воды. Вывод: крупинки мела легче воды.
Затем размешиваем воду с мелом, вода окрашивается, а мел оседает на дне ёмкости.
Вывод: мел не растворяется в воде.
Эксперимент №4. Как рисует мел?.
Дети берут кусочки сухого мела и рисуют ими на одной половине темного картона. Затем берут кусочек мокрого мела и рисуют на второй половине картона. Сравнивают два рисунка. По сравнению с сухим мелом у мокрого цвета будут ярче и насыщеннее.
Вывод: Мокрый мел рисует ярче чем сухой.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о том, что мел добывают из меловых гор. Это белая горная порода, которая образовалась за многие миллионы лет из остатков морских растений и ракушек. Мел применяется не только для рисования и письма на доске, его используют при изготовлении цемента, стекла, бумаги, резины, краски, удобрений для почвы, витаминной добавки. В мел можно добавить цветной краситель и получить цветной мелок.
Подведение итогов.
Воспитатель интересуется у детей понравилось ли им занятие, задает наводящие вопросы, проводит анализ и обобщение результатов занятия. Мел- твёрдый, но хрупкий материал, его легко сломать; состоит из мельчайших крупинок, тонет в воде, при намокании темнеет, крошится, не растворяется в воде, а смешивается с ней, слегка окрашивает её и оседает на дно.
В конце занятия дети получают в подарок по упаковке цветных мелков, которые также находились в посылке.