Ольга Устюжанинова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «История одного ключа»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему «История одного ключа»
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
• Формировать представления о социокультурных ценностях нашего города.
• Знакомить с профессиями связанными со спецификой родного города.
• Углублять представления о свойствах и качествах материалов.
2. Развивающие задачи:
Связную речь;
Логическое мышление
Воображение.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „История одного ключа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Воспитательные задачи:
o Воспитывать уважение к людям труда;
o Воспитывать патриотические чувства и любовь к малой родине.
Материалы и оборудования:
Ноутбук;
Слайды старинного и современного города Слободского;
Книга с изображением старинных вещей;
Пластилин и ключи по количеству детей;
Коллекция ключей;
Магниты по количеству ключей;
Ключ;
Магнитофон;
Картинка – пазл «Колокольня».
Добрый день ребята!
Воспитатель: Вы меня узнали?
Дети: Да!
Воспитатель: зовут меня Ольга Петровна. Я сегодня спешила к вам в гости и по дороге нашла ключ (показываю ключ!
Может быть из вас, ребята, кто- то его потерял?
Дети: Нет!
Воспитатель: Быть может он от какой – то двери? Ребята возьмите ключ, давайте проверим! (дети начинают примерять, не подходит) Ну, что подходит?
Дети: Нет!
Воспитатель: Посмотрите, какой он необычный, (дети рассуждают) старинный, совсем не похож на наши современные ключи, возможно - это даже ручная работа!
Интересно, из какого металла он сделан? Ребята вы знаете?
Дети: железный!
Воспитатель: Мы это можем легко проверить, есть у меня магнит, если ключ железный он примагнититься. На подносах детям приготовлены магниты. Предлагаю детям не только поэкспериментировать с ключом, но и выяснить, есть ли в группе железные предметы.
(ключ дети пускают по кругу, пока дети проводят эксперимент, достаю коллекцию ключей)
Воспитатель: С помощью эксперимента, мы выяснили, что ключ сделан из.
Дети: железа.
Воспитатель: Кому интересно мог принадлежать этот ключ?
Дети: Буратино, черепахе Тортилле, часовщику.
( воспитатель дает оценку ответам: какие вы догадливые, это интересное предположение, может ты прав и. т. д.)
Воспитатель: Ключ такой необычный, кто же его изготовил? Большой! Что интересно им открывали?
Дети: дверь, часы, замок. На заводе, часовщик, кузнец,
( Воспитатель дает оценку: как много профессий вы знаете, очень интересное мнение, как интересно вы рассуждаете, очень любопытное мнение)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у меня есть коллекция, она собрана из ключей, все они резные по размеру, сделанные из разных материалов и каждый ключ предназначен для своей цели (дети рассматривают коллекцию). Я бы очень хотела, чтобы этот старинный ключ пополнил коллекцию, но, к сожалению, не могу этого сделать. Вдруг кто – то в нём нуждается, расстраивается, переживает, что ключ потерян? Как же нам найти ответ? Где узнать историю этого ключа? Ребята, какие у вас есть предположения?
Дети: Отправиться на завод.
Спросить у взрослых.
Отправиться в прошлое.
Прочитать в книге.
( оценка: хорошие идеи вы предлагаете ребята, они нам могут пригодиться)
Воспитатель: Давайте заглянем в книгу истории старинных вещей, может быть, там мы найдём ответ?
(Дети вместе с воспитателем открывают книгу, стараются найти информацию про ключ)
Воспитатель: Нам нужна информация про ключ. И здесь ничего не сказано о таинственном ключе.
Воспитатель: Ребята, моя книга истории обладает волшебной силой, она может нас отправить в прошлое, где мы узнаем историю ключа : кто его сделал, для какой цели и кому он принадлежал, при условии, если мы пополним её новыми страницами. Согласны? Отправимся в прошлое?
Дети: Да.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Книга истории нам помоги (дети стоят лицом в круг, вытягивают руки вперед.)
Дорогу в пошлое покажи (приседают, касаются пола руками)
Светом волшебным ты засверкай (встают на ноги, поднимают руки вверх и машут ими)
Временное пространство для нас раскрывай (кружатся, опускают руки в вниз)
Мы совершили путешествие в прошлое, проникли через временное пространство. Посмотрите какое интересное изображение на доске, ребята вы узнаете, что это за место?
Дети: Деревня.
Воспитатель: Книга истории отправила нас в пошлое и сейчас перед нами город Слободской 100 лет назад (картинка со слайдом).
Древний город над Вяткой-рекой
С гордым именем – Слободской!
Не столица, не центр областной,
Только сердцу до боли родной.
Наш уютный такой городок,
Всюду вятский родной говорок…
Здесь любой переулок и дом
С босоногого детства знаком.
(дети подходят к интерактивной доске на ней картинки г. Слободского 19 века, усаживаются полукругом на пол вокруг доски)
Воспитатель:
Посмотрите, что это за место в городе Слободском?
Дети: Деревянные дома и улица
Воспитатель: Ребята, это кузнечная слобода. Неспроста перед нами эта картинка может именно она нам подскажет историю ключа.
Присаживайтесь на колени полукругом смотрите и слушайте.
Ребята, как вы думаете, почему это местечко в городе Слободском так называлось?
Дети: Там жило много кузнецов.
Воспитатель: Да на этой улице жило много кузнецов, была она окраиной города (слайд кузнечной слободы). В далеком прошлом кузнецы славились своим мастерством они изготовляли много разных полезных вещей для людей: подковы, дверные навесы, щиты и ключи в том числе. Чтобы изготовить ключ сначала делали слепок из глины, а потом создавали специальные формы. В эти формы заливали жидкий металл. После того как он остывал его оттуда вынимали и ключ был готов.
Этому нужно долго учиться и любить свою работу. Посмотрите, как устраивали свои кузнецы. Для того, чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Помещали его в специальную печь, где огонь раздували и поддерживали горение с помощью кузнечных мехов. Затем, когда металл становился жидким, его заливали в специальную форму – отливку, слегка остужали и помещали на наковальню. Далее принимался за дело кузнец – бил молотом по металлу – выковывал нужный предмет.)
Был у кузнеца и помощник – подмастерье. Когда раздавался над Слободским ритмичный перестук молотков, радовались люди: будут у них бороны с плугами для земледелия, мечи с пиками для обороны от врагов и ажурные узорчатые кружева из металла для украшения жилища)
(Большое искусство проявляли кузнецы и при изготовлении ключей. Язычок ключа прорезался хитроумными пазами и отверстиями, а стержень имел различные утолщения и гравировку. Богаче всего украшалась головка ключа, в рисунок которой вплетались растительные и животные мотивы, фантастические образы, геометрические фигуры, а также звезды, короны и другие атрибуты.)
.Кузнечное дело было самое сложное, требовало большой силы, сноровки и мастерства. Кузнецы имели дело с горячими предметами, стояли близко к огню, чтобы защитить себя от ожогов на них был одет кожаный фартук и защитные варежки. Кузнецы прошлого изготовили наш ключ, а сегодня мы держим его в своих руках, почувствуйте, как это здорово ощутить связь с прошлым.
Ребята, как вы думаете, а в настоящее время профессия кузнец существует?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, в настоящее время в нашем городе тоже живёт кузнец, и зовут его Эдуард Гурин. Он по праву считается мастером своего дела, посмотрите какие он красивые вещи изготавливает из железа (подсвечники, скамеечки). А современные ключи сейчас делают автоматы на заводах. (Во время рассказа показываются слайды кузницы).
Ребята, а вы хотите себя попробовать в кузнечном деле.
Дети: Да
Предлагается детям подойти к столам, где для них приготовлены картонные шаблоны с нанесённым на них толстым слоем пластилина. Рядом в коробочке лежат разной формы ключи. Детям предлагается выбрать понравившийся ключ и получить оттиск этого ключа, путём вдавливания в пластилин. (По ходу выполнения работы рассказываю, что в прошлом такие же оттиски делали и для чего) Затем мы сравниваем, что у нас получилось. Какие разные у нас получились отпечатки ключей. Ребята тяжело ли было сделать отпечаток? Понравилось ли вам? Здорово, как это интересно, быть кузнецом, приносить людям пользу. Стих про кузнеца:
- Эй, кузнец, молодец!
Захромал мой жеребец
Ты подкуй его опять!
- Отчего не подковать
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два и готово!
Предлагаю детям оставить свой оттиск ключа на память.
Ребята, мы с вами узнали, что наш ключ был изготовлен кузнецом. Пора нам пополнить нашу книгу истории, обещанной страницей.
Отправляемся дальше в путешествие.
Нам необходимо выяснить для чего был заказан этот ключ и кому он принадлежал?
Дети: Да.
Воспитатель вместе с детьми:
Книга истории нам помоги (дети стоят лицом в круг, вытягивают руки вперед.)
Дорогу в пошлое покажи (приседают, касаются пола руками)
Светом волшебным ты засверкай (встают на ноги, поднимают руки вверх и машут ими)
Временное пространство для нас раскрывай (кружатся, опускают руки в вниз)
(Звучит музыка, и дети снова отправляются в путешествие)
Вот наша вторая остановка. Это площадь Революции, а старину она называлась Красная, значит красивая. (Картинки слайда - настоящее и прошлое время).
Возможно, что наш ключ, от какого то здания. Но на площади так много зданий? Как же нам узнать, ребята! У меня есть подсказка - это незаконченная мозаика, вот если вы правильно соберем узор- картину, тогда и узнаем от какого здания этот ключ. Ребята мы справились с заданием, посмотрите, какое красивое у нас получилось панно, вы узнаете, что на нем изображено?
Дети: Да - это башня, колокольня. (Воспитатель берёт в руки панно и рассказывает историю башни)
Воспитатель: Это самое высокое здание города Слободского. Её высота достигает 66 метров. Была построена в 1823 году. Артелью местных каменщиков под руководством крепостного мастера Фёдора Тюрина, по проекту вятского губернского архитектора Дюссар де Невиля.
Воспитатель: Вот мы и решили вторую задачу – ключ от колокольни.
Можно добавить следующую страницу в нашу книгу.
Воспитатель: Ребята кто же мог пользоваться этим ключом?
Дети: ответы
В 1855 году были установлены часы, изготовленные мастером В. Н. Рысевым. Чтобы проникнуть в эту башню завести часы, или позвонить, в колокола и нужен был ключ. Откроет часовщик маленькую дверь вот этим ключом, заведет часы и разбудят они весь город.
Давайте покажем как, вставайте в круг, сейчас мы с вами исполним танцевальную композицию «Доброе утро город» (Дети встают в круг).
Воспитатель: Какой красивый получился у нас танец.
Стих про город:
Пять веков пронзая взором ясным,
Строя жизнь рабочею рукой,
Молодеет древний и прекрасный,
Самобытный город Слободской.
Пусть твои куранты не смолкают,
Пусть разносят радостную весть!
Чудо люди город населяют,
И за них тебе хвала и честь!
Можно еще одну страницу поместить в книгу истории! Посмотрите, история одного ключа закончена, книга истории закрывается, и наше путешествие в прошлое подошло к концу, возвращаемся (Дети с воспитателем выполняют движения и возвращаются в наше время)
В настоящее время та старинная дверь, от которой был ключик давно, заменена на новую, и уже современным ключом открывается она, а вот этот заветный ключ может смело пополнить мою коллекцию, я буду смотреть на него и вспоминать наше с вами путешествие в прошлое города Слободского. Может быть, и вы сделаете свою коллекцию старинных вещей, и расскажете о ней всем. О нашем путешествии пусть напоминает нам вот это панно «Колокольня города Слободского», сделанное из мозаики своими руками.