Марина Черноусова
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «История жилища наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая.
Технология: «Путешествие по реке времени».
Форма организации : подгрупповая.
Средства:
• Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,
• Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).
Задачи деятельности :
Развивающие:
Публикация «Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми „История жилища наших предков“» размещена в разделах
1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
2. обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные:
1. Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ
2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
4. Воспитывать заботливое отношение к своему дому;
Обучающие:
1. Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.
2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.
Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н. А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Предварительная работа : создание семейного генеалогического древа.
Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?
Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.
А вы за что любите свой дом?
Ты Настя за что любишь свой дом?.
- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.
У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).
Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.
Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.
А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.
Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).
Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения.
А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.
Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность».
- Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране : жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.
Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.
Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.
А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.
Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.
Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.
Садимся в лодку.
И наша следующая остановка «Старина»
Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?
Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами.
Ребята, а какие народные игры вы знаете?
Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»
Правила игры «Горелки»
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой «ручейком».
Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.
Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей.
Отправляемся дальше.
-Вот наша следующая остановка «Наше время»
т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.
Физминутка «Дом».
У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены.
Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения:
пол – приседает;
потолок - тянется вверх;
стены - разводит руки в стороны;
Ну что нам пора дальше, садимся в лодку.
Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки.
- Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени.
Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.
Какая лента времени у нас получилась!
Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали?
Что для вас было самым интересным?
Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков.
Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем?
-Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети.