Светлана Мурашева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Весенняя фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Развитию речевого общения в настоящее время уделено большое внимание в новом документе — Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область. Развитие диалогической речи — это одна из главных задач воспитания речи детей в детском саду. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения, развития языкового чутья и речевых действий, методической интерпретации потенциала народной педагогики, обеспечивающей динамику развития речевого общения детей. [1].
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Весенняя фантазия“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ключевые слова: рассказ, весенние явления, иллюстрации, фантазии.
Интеграция образовательных областей :
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование)
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
Образовательные :
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря;
-совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
-помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей;
-продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему;
-продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему.
Развивающие:
-развивать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж детей.
Воспитательные:
-продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Развитие игровой деятельности детей.
-формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
Способы организации детей:
полукругом, сидя подгруппами, стоя.
Развивающая среда:
демонстрационный:
ноутбук, принтер, конверт (письмо, эмблемы на столы
раздаточный:
картинки для составления рассказов,
краски, кисти, клей, бумага, баночки для воды, тряпочки
Словарная работа:
Лексический материал:
Части речи
Существительные Весна, капель, солнце, сосульки, проталинки, облака
Прилагательные Яркая, весёлая, солнечная, тающая, теплая, согревающее, перелетные.
Глаголы Светит, тает, пригревает, появились, прилетают
Наречия Весело, радостно, быстро.
Ход :
1. Открытый вход в деятельность -1 мин.
(Весенняя мелодия П. И. Чайковский «Март»)
Дети входят, здороваются с гостями.
2. Вводно-организационный -1 мин.
Воспитатель читает стихотворение:
«К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами
Первые проталинки на лугу видны
Видно очень теплые ноги у весны»
-Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? (правильно о весне).
3. Мотивация на деятельность- 3 мин.
-Посмотрите, на столе стоят эмблемы, изображающие весенние явления природы. Какая картинка вам больше всего нравится, там и займите своё место
(дети садятся за 3 стола полукругом). У нас получилось 3 подгруппы
1 подгруппа «Солнечные лучики»
2 подгруппа – «Весенние тучки»
3 подгруппа – «Звонкие капельки»
- Сейчас проведём с вами маленькую весеннюю разминку, будем задавать вопросы друг другу в соответствии со своей эмблемой. Я начну, а вы продолжите.
1 подгруппа «Солнышко весной какое? (яркое, весёлое, согревающее, тёплое, красивое, ласковое)
2 подгруппа «Тучки весной какие? (светлые, радостные, быстрые, белые, пушистые)
3 подгруппа «Весенняя капель какая? (звонкая, весёлая, прозрачная, шумная, мелодичная).
Основной этап
Расширение имеющихся знаний-12 мин.
-Молодцы. Дети, посмотрите, у меня на столе лежит письмо. На конверте синичка. Как вы думаете, от кого письмо? Правильно, это письмо написала нам наша знакомая птичка-синичка Зинька.
«Здравствуйте, ребята. Мой приятель старый воробей сообщил мне, что наступил весенний месяц март. А вот рассказать мне про этот месяц и про весну ничего не успел, только оставил красивые картинки. Расскажите, пожалуйста, о приходе весны. Я помогу вам начать его. «Наступила весёлая весна…»
-Дети, хотите составить рассказ? Я вам напомню, что рассказ состоит из вступления, основной части и заключения.
1 подгруппа «Солнечные лучики составляет рассказ по схеме
2 подгруппа – «Весенние тучки» составляет сравнительный рассказ
3 подгруппа – «Звонкие капельки» рассказ по иллюстрации
-Дети, рассмотрите картинки и продолжите рассказ синички Зиньки.
Начинают «Солнечные лучики»
-Наступила весёлая, долгожданная весна…
Мне нравится солнышко, потому что весной оно яркое и согревающее.
Дети составляют рассказ (каждый по своей картинке) В итоге получается общий рассказ.
Рассказы детей.
-Дети, вы составили рассказы о разных весенних явлениях, происходящих в природе. Как же нам передать рассказы Зиньке? (ответы детей, может быть оформить красочную книгу? Как вы думаете, как можно её назвать? (ответы детей). Чего не хватает в наших рассказах? Конечно, иллюстраций к рассказам. Хотите пофантазировать и создать иллюстрации к рассказам? Приглашаем вас в художественную мастерскую.
Но переход будет интересным и забавным.
Динамическая пауза -1 мин. (Физкультминутка «Весна»)
По тропинке идём
Весело шагаем,
Руки вверх мы с тобой
Дружно поднимаем.
Здравствуй, здравствуй, солнышко,
Здравствуй, ветерок!
Здравствуй и подснежник
Первый наш цветок!
Практическая работа-10-мин.
2 часть (рисование)
Объяснение нового или расширение имеющихся знаний
- Как вы считаете, что можно изобразить на иллюстрациях к вашим рассказам?
(деревья, дома, кустарники….)
- Вы знаете много различных способов и приемов для изображения деревьев, знакомы с весенней палитрой красок, оттенками весеннего неба и талого снега, эти знания пригодятся вам сегодня в вашем творчестве.
- На ваших столах вы увидите незаконченные весенние композиции, выберите ту, которая передает настроение вашего рассказа. И дополните ее различными деталями в соответствии с содержанием рассказа вашей подгруппы.
Практическая деятельность
В процессе работы воспитатель проводит индивидуальный инструктаж.
В зависимости от ситуации, возникшей в процессе работы, воспитатель может стимулировать творческую активность детей фразами:
• Хотите вместе придумаем решение;
• Как здорово, что ты предложил (ла) нам по – другому взглянуть на…;
• Посмотрите, как замечательно, такого нет ни у кого;
По мере завершения работы, дети самостоятельно располагают свои работы на столе (чтобы просохли).
Открытый выход деятельности. - 2 мин. (Итог).
- Дети, посмотрите, какие иллюстрации будут у вашей книги.
Они яркие, насыщенные деталями, очень точно передают весеннее настроение.
- Что для вас было трудно сегодня?
Какие вы молодцы! Вы проявили творческую фантазию, умение. Я думаю, что это не последняя книга, которую вы создали вместе и впереди вас ждет много новых открытий, а некоторые из вас, возможно, станут литераторами. А рассказы, иллюстрации, которые вы сделали для книги в подарок нашей знакомой синичке Зиньке, мы передадим гостям, для оформления книги.
Всем спасибо.
Список использованных источников:
Бианки В. В. Собрание сочинений : В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г. ; Коммент. Бианки Е. ; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972.
Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование; ТЦ Сфера,2006
[1].Монгуш О. О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II международной научной конференции (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 64-67.
Анализ проведения:
Интегрированное занятие разработано для детей подготовительной группы. Продолжительность занятия тридцать минут, в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Методические рекомендации для воспитателей:
Проводить занятие желательно в конце учебного года, когда у детей имеется необходимый запас знаний, когда дети могут составить развёрнутый рассказ по схемам и картинкам и перенести имеющиеся представления на лист бумаги. Детям даётся простор для фантазии.