Светлана Касаткина
Музей в коробке или история одного предмета
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление мне хочется начать со слов Яна Амоса Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Эти слова великого педагога отражают главную идею моего мастер-класса «Музей в коробке или история одного предмета».
Публикация «Музей в коробке или история одного предмета» размещена в разделах
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение новой парадигмы образования – в которой сам ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, в процессе которых он познает окружающий его мир.
Наше дошкольное учреждение, является базовой пилотной площадкой по реализации краевого проекта «3D-Музей в детском саду». Я убеждена, что музейная педагогика как технология системно-деятельностного подхода в образовании, создает условия для активной деятельности ребенка через погружение его в специально организованную предметно-пространственную среду.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, выделяется два крупных направления, которые сочетаются друг с другом: 1) сотрудничество детского сада с музеями; 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Поэтому я решила, а почему бы и мне не создать мини-музеи в группе детского сада. Сначала это были мини-музеи, расположенные на полках.
Сейчас экспозиции музея я создаю в коробке. Что представляет собой мини-музей в коробке? Это музей одного предмета, например, дерева, матрешки, бытовых приборов, часов. Это обычная коробка с несколькими отделами, в которых расположены материалы и оборудование для разных видов деятельности: например, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной.
Почему я выбрала мини-музей в виде музея в коробке? Потому что он компактный и в тоже время мобильный, его легко можно перемещать в любое место группового помещения и даже дать возможность детям других возрастных групп познакомиться с экспонатами музея. Обычно в музеях трогать ничего нельзя. А вот в наших мини-музеях в коробке не только можно, но и нужно. Такой музей можно посещать каждый день. При этом дети сами меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки и рассматривают, играют с ними, экспериментируют. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка.
Основная цель музея в коробке – создание условий для познавательной и творческой активности ребенка путём включения его в многообразную деятельность музея через решение следующих задач:
1. Формировать у детей целостное восприятие окружающего мира в разных видах деятельности детей с экспонатами музея.
2. Развивать у детей самостоятельность в выборе деятельности, формировать умение реализовывать собственные интересы.
3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группового помещения.
4. Разработать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников через вовлечение их в сотворчество при создании музеев в коробке.
Включение музея в образовательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем участникам воспитательного процесса?» Ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.
Важная особенность музеев в коробке – совместное участие в их создании всех участников образовательных отношений, и поэтому он может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей. Организацию такого элемента развивающей среды я разбиваю на несколько этапов: подготовительный, практический, обобщающий.
Главная цель подготовительного этапа — выбор темы музея в коробке (совместно с детьми и родителями) и определение путей его создания. Я использую несколько путей выбора темы:
-тема планируется с учетом ООП;
-тему определяют дети и родители и обсуждают с воспитателями;
-тема определяется спонтанно по инициативе детей.
Девиз музея «Вижу, слышу, действую и создаю». Поэтому, создавая мини-музей на практическом этапе, я продумываю, что будет делать ребёнок в данном музейном пространстве. Чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия или что-нибудь сделать своими руками, необходимо организовать их деятельность. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, то, организуя мини-музей в коробке, я предоставляю детям возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея. Это могут быть сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, игры с использованием ИКТ и др. Беседы-пятиминутки об экспонатах музея, чтение познавательной и детской художественной литературы, изобразительная и познавательно-исследовательская деятельность, рассматривание и обсуждение наглядно-дидактических пособий, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, виртуальные экскурсии – всеми этими видами деятельности мы занимаемся с детьми, используя экспонаты музея в коробке. В мини-музее в коробке вывешивается карта путешествий по музею, этикетки к экспонатам, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Чтобы поддержать интерес детей к экспозиции, я периодически вкладываю в разных местах музея в коробке задания, необычные экспонаты, сюрпризы.
В вечернее время я выношу музей в приемную, где каждый ребенок имеет возможность познакомить своих родителей с экспонатами выставки, рассказать о наиболее понравившихся предметах, вместе выполнить задание. С этой целью в помощь родителям у меня подготовлены папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией о них.
После завершения создания музея в коробке начинается заключительный, обобщающий этап. Но на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее : пополнение или замена экспонатов, изменение в оформлении. Мы приглашаем родителей или детей других групп, чтобы познакомиться с экспонатами музея, даем на временное пользование музей в другие группы.
Для организации самостоятельной деятельности детей в музее, так и для выполнения моих заданий я использую «ящик ощущений». Это может быть обычная коробка из-под обуви, в которую время от времени кладу экспонаты музея. Задача детей: определить их на ощупь предмет, объяснить, по каким признакам они это сделали, что могут о нем рассказать или что можно с ним сделать. Также в коробку я вкладываю задания : игровые, исследовательские, продуктивные. Такие задания стимулируют познавательную активность детей.
Сейчас я предлагаю объединиться в 2 фокус-группы для выполнения заданий, которые вы найдете в «ящике ощущений», там же вы найдете тему музея в коробке. 1 фокус-группа: педагоги, сидящие за 1 и 2 столами 1 ряда; 2 фокус-группа: педагоги, сидящие за 1 и 2 столами 2 ряда.
Предлагаю двум педагогам, представителям от каждой фокус-группы на ощупь определить предметы, которые находятся в ящике.
Педагоги отгадывают предметы и достают их из ящика.
Ведущий: Правильно, тема нашего музея в коробке «Русская матрешка».
Ведущий показывает музей в коробке с одноименным названием.
Ведущий: Откройте матрешки и достаньте из них задания. Необходимый материал для выполнения задания вы найдете в музее в коробке.
Представитель 1 фокус-группы зачитывает задание: выполнить игровое задание-исследование «Найди вид матрешки по описанию».
Представитель 2 фокус-группы зачитывает задание: решить кроссворд по теме: «Русская матрешка».
Время выполнения заданий до 5 минут.
Работа в фокус-группах.