Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы в музее старины» для старшей группы

Татьяна Кольцова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы в музее старины» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие".

Образовательные задачи :

-формировать первоначальные представления детей об истории мордовского народа;

-знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;

-закреплять представление об избе, о печке - как о главном предмете избы;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Мы в музее старины“ для старшей группы» размещена в разделах

-продолжать знакомить с мордовским фольклором (пословицами, поговорками, загадками);

-продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии;

-обогащать словарь названиями предметов быта: печь, ухват, чугун, прялка, веретено, лапти, лучина.

Развивающие задачи:

-развивать творчество, фантазию, любознательность;

-развивать интерес к продуктивной деятельности;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, к республике Мордовия.

Методические приё мы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.

Материалы и оборудование: "Мордовская изба", сундук, веретено, палочка-лучина, лапти, "печь", чугун, деревянные ложки, блины, солёное тесто.

Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование мордовских народных игр в группе и на прогулке, чтение мордовской литературы.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу! Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю.

Шумбратадо, вечкевикс инжеть!

Воспитатель: Кенярдан тыненк! Совадо, инескеть!

Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии тоже.

Приглашаю Вас, гости, в дом, где жил наш мордовский народ много лет назад. Из чего давным-давно на Руси люди строили себе жилища?

(ответы детей)

Воспитатель: Как называли такие дома?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, скажите как будет по-мордовски "дом"?

(ответы детей)

Воспиатель: Но не только дом на Руси был деревянный. Подумайте, что ещё было сделано из дерева в избе? (мебель, посуда, игрушки, инструменты для работы в поле и по дому).

(ответы детей)

Воспитатель: Очень много народных умельцев жило и в нашей Мордовии. Из обыкновенного полена могли, например, сделать такой сундук (показывает сундук.) А как Вы думаете, что хранится в этом сундуке? Что нам думать и гадать, давайте-ка его откроем (не открывается). Я догадалась, этот сундук с секретом. Он откроется тогда, когда Вы вспомните и назовёте пословицы и поговорки о доме.

(ответы детей)

- Дом построить - не шапку на голову надеть.

- Домом жить - не лукошко шить.

- Домом жить - обо всём тужить.

Воспитатель называет мордовскую пословицу и сундук открывается. (Эйкакш марто кудо - кенярксов кудо. - Дом с детьми - счастливый дом.)

Воспитатель: В старину люди много рукодельничали: шили, вышивали, вязали. Народные умельцы придумали предмет, с помощью которого пряли пряжу и опять он был из дерева. Что это? (прялка).

(ответы детей)

Воспитатель: Как называли рукодельницу, которая пряла пряжу на прялке? (пряха).

(ответы детей)

Воспитатель: А это что? (веретено).

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем с веретеном.

Проводится игра.

Позолоченная прялица.

Мы прядём, а нитка тянется.

Мы прядём, а нитка тянется.

Нам работа эта нравится.

Воспитатель: Какие мы с вами умелые и дружные. Вот какой клубок у нас с вами получился.

(Воспитатель достаёт из сундука деревянную палочку - лучину.)

Как Вы думаете, что это? (деревянная лучина).

(ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужна была лучина? (лучина вечерами освещала избу).

(ответы детей)

Воспитатель: Пока лучина горела, женщины пряли, вязали, шили. А чем занимались мужчины? (плели лапти, делали своим детям игрушки из дерева. Очень трудолюбивый был мордовский народ).

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, какая же самая главная вещь в избе. (печь).

(ответы детей)

Воспитатель: А вот какую загадку о печи придумал мордовский народ. "Кудо кунчкасо сёвонень баба. " - "Посреди дома глинянная баба. " Ребята, а для чего нужна печь? (печь избу отапливала, в ней сушили одежду, готовили еду, пекли пироги и блины).

(ответы детей)

Воспитатель: А в чём варили еду? (в чугунах).

(ответы детей)

Воспитатель: А чем же чугуны вынимали из горячей печи? Отгадайте.

Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает. (ухват).

(ответы детей)

Воспитатель: А вот и ухват у печки стоит. Горячий чугун с кашей вынимали с помощью ухвата. Посмотрите, как это делали. (Показывает, как.)

Воспитатель: Давайте попросим печку угостить нас чем-нибудь.

Ой, ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, помоги, спаси,

В дом богатство принеси.

Что-то ничем нас печка не угощает. Ребята, а может быть мы слепим пирожки, а печка испечёт нам их.

Сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Те сурось-бодя,

Те сурось-баба,

Те сурось-тетя,

Те сурось-авай,

Те сурось-мон.

(Поочерёдное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого.)

Ват и весе семиям.

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно.)

У каждого ребёнка кусочек теста. Воспитатель показывает способ лепки пирожка. В ходе лепки из солёного теста, воспитатель поощряет детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: "Что лепим?" После того, как у всех пирожки будут готовы, воспитатель вместе с детьми несут их к печке.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)

Литература:

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. - Саранск: Тип. "Красный Октябрь", 2001 г.

2. Мордовия. Народное искусство (Сост. Ю. Ф. Юшкин - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985 г.

3. Детям о Мордовии: методическое пособие - авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. - Саранск, 2013 г.

4. Н Мокшин. Мы - Мордва! - Саранск: Издательство центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2007г.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца» Тема недели «Весна-красна» (Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предметов)[/h3] Образовательная область: познавательное развитие. Цель:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие с днями недели» Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с временными понятиями (день недели, цифрами 1-7). Совершенствовать навык порядкового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Мы любим заниматься физкультурой» Педагогический замысел: воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих Образовательные области: 1. Познавательное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группы Педагогический замысел: Воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к рукотворному миру. Познавательное развитие: Совершенствовать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы в музее старины» для старшей группы
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 10:15
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы в музее старины» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кольцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД