Анастасия Кутафина
Конспект НОД «Веселая математика. Путешествие по сказкам» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД: познавательно-речевое развитие.
Цель: посредством приобщения детей с русским народным сказкам, формировать их познавательную активность и интерес к математике.
Задачи
Обучающие.
• Совершенствовать умение различать понятия «много», «один», «ни одного», понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;
• Закреплять умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, при сравнении соизмерять один предмет с другим по величине, обозначать результат сравнения словами «большой», «маленький», одинаковые по величине;
Публикация «Конспект НОД „Веселая математика, Путешествие по сказкам“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, умение находить их в окружающей обстановке;
• Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руки.
Развивающие.
• Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме;
• Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение;
• Развивать любознательность, творческую активность, познавательный интерес и инициативность;
• Развивать умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные.
• Воспитывать познавательный интерес к математике;
• Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности на ровне со всеми;
• Воспитывать положительное общение между детьми: умение договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок», отгадывание загадок, индивидуальная работа с использованием дидактических игр «Один – много», «На что похоже?», «Найди фигуру», «Чего не стало?», «Большой - маленький», «Закрой окошки», «Найди и назови». Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Волк и зайцы», «Кот и мыши», «Самолеты». Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит колокольчик», «Угадай предмет». Рисование «Мой веселый звонкий мяч», аппликация «Украсим салфетку» (геометрические фигуры, лепка геометрических фигур.
Методы и приёмы организации НОД:
Практические: упражнение на регуляцию мышечного тонуса, работа с раздаточным материалом;
Наглядные: рассматривание, показ способов действия;
Словесные: ответы на вопросы, словесные указания, речевые ситуации.
Материал: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, CD проигрыватель, обручи разной величины и цвета (один красный маленький, один желтый маленький, один желтый большой, шаблоны цветов (маленькие красные и желтые, большие красные и желтые, карточки с изображением предметов разной формы по количеству детей, простые карандаши по количеству детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Слайд № 1(Занавес)
Дети (Д) вместе с воспитателем (В) стоят в кругу (на протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности звучит песня «Приходите в гости к нам», слова Ю. Ким, музыка В. Дашкевич)
В: Здравствуйте ребята! Скажите, а вы сказки любите? (дети утвердительно отвечают на вопрос)
- Я предлагаю сегодня совершить увлекательное путешествие по любимым Вами сказкам! Вам интересно, что нас ждет впереди? (Д: Да)
- Для этого нам нужно взяться за руки. Сейчас мы попадем в сказку, а в какую узнаем. А для того чтобы переместиться в нее, давайте крепко закроем глаза и будем повторять за мной волшебные слова (дети стоят, в кругу взявшись, за руки и повторяют слова за воспитателем).
В и Д: «Где ты сказка отзовись
Нам ребятам покажись»
В: Вот огорчение, не хочет сказка появляться. А давайте мы еще раз дружно произнесем волшебные слова и посмотрим, в какой сказке мы с Вами окажемся! (воспитатель совместно с детьми во второй раз произносит слова).
Слайд № 2 (Теремок)
В: Вот мы с Вами и попали в сказку, давайте присядем (дети и воспитатель усаживаются на ковер).
- Ребята, скажите, как называется эта сказка? (Д: «Теремок»). Правильно «Теремок».
Слайд № 3 (Теремок и сказочные герои)
В: А кто же первый из сказочных героев постучался в теремок? (Д: мышка)
- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение мышки). Правильно мышка!
В: А как звали в этой сказке мышку? (Д: мышка – норушка)
- Давайте мы с Вами наших героев постараемся озвучить и будем говорить их голосами, скажем голосом мышки!
В и Д: «Я мышка – норушка, пи – пи – пи».
В: Ой, кажется, еще кто-то постучался в теремок, кто же это? (Д: лягушка)
- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение лягушки). Правильно лягушка!
В: А как звали лягушку? (Д: лягушка – квакушка)
- Скажем голосом лягушки!
В и Д: «Я лягушка – квакушка, ква-ква -ква».
В: Ребята скажите, кто затем постучался в теремок? (Д: зайчик)
- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение зайчика). Конечно это зайчик!
В: А как звали зайчика? (Д: зайчик - попрыгайчик)
- Скажем голосом зайчика!
В и Д: «Я зайчик - попрыгайчик».
В: Живут в теремке мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, слышат к ним в двери стучат, кто же это? (Д: лисичка)
- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение лисички). Правильно лисичка!
В: А как звали в этой сказке лисичку? (Д: лисичка - сестричка)
- Скажем голосом лисички!
В и Д: «Я лисичка – сестричка, пустите меня к себе жить».
В: Весело они живут, песни поют. Слышат тук-тук-тук. Кто – то в дверь стучится? (Д: волк)
- Сейчас узнаем! (на слайде появляется изображение волка). Правильно волк!
В: А как звали волка? (Д: волчок – серый бочок)
- Скажем голосом волка!
В и Д: «Я волчок – серый бочок».
В: Кто же потом постучался в теремок? (Д: медведь)
В: Давайте проверим! (на слайде появляется изображение медведя). Правильно медведь пришёл! И решил медведь всех зверей пересчитать, давайте ему поможем!
В: А теперь подумайте и скажите мне, сколько было в сказке «Теремок» лягушек – квакушек? (Д: одна). Правильно одна.
- А лисичек – сестричек? (Д: одна). Правильно одна.
В: А может две?
- А мышек - норушек? (Д: одна). Правильно одна.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
В: Я предлагаю Вам вернуться в самое начало сказки стоит в поле теремок – теремок, он не низок не высок. Сколько там было зверей? Ребята вспоминайте сказку! (Д: нисколько, ни одного).
- Конечно нисколько, то есть никого не было, ни одного зверя.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
В: А теперь мы перенесемся в конец сказки! Сколько было зверей в конце сказки? (Д: много). Правильно много.
- Пересчитал медведь всех зверей кто жил, в теремке, а теперь хочет и детей в группе пересчитать. Поможем мишке?
- Сколько у нас в группе Серафимов? (Д: один). Конечно Серафим, у нас один вот он какой (педагог указывает на ребенка)!
- Сколько у нас в группе Ангелин? (Д: одна). И Ангелина в группе одна!
- Сколько у нас в группе Полин? (Д: одна). Правильно одна!
- Серафим один, Ангелина одна и Полина одна, а сколько всего детей в группе? (Д: Много). Верно много, помогли мы мишке и в этом разобраться.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
- Вы внимательно слушали вопросы и хорошо на них отвечали.
В: А сейчас нас ждет другая сказка! Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова (дети вместе с воспитателем встают в круг, произносят слова).
В и Д: «Где ты сказка отзовись
Нам ребятам покажись»
Слайд № 4 (Занавес)
В: Что же это за сказка такая? Ребята, для того чтобы узнать в какую сказку мы с Вами попали, нужно отгадать загадку, которую я Вам загадаю. Если Вы ее отгадаете, то появятся герои этой сказки.
- «Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?» (Д: «Три медведя»)
В: Давайте проверим ваш ответ (на слайде появляется изображение трех медведей).
Слайд № 5 (Три медведя)
- Верно вы отгадали загадку это «Три медведя».
- Давайте вспомним, как звали самого старшего в семье, папу – медведя?
(Д: Михайло Иванович). Правильно Михайло Иванович!
- А как звали маму – медведицу? (Д: Настасья Петровна).
- Да, Настасья Петровна!
- А как же звали маленького медвежонка? (Д: Мишутка). Маленький мишка - Мишутка!
В: У каждого медведя был, свой стул.
Слайд № 6 (Три стула)
В: Да вот случилось так, что забыли наши звери, где, чей стул и просят нас помочь! Давайте поможем медведям разобраться и отыскать каждому свой стул!
Слайд № 7 (Медведи и стулья разной величины)
В: Дети скажите, кто из медведей самый большой в этой сказке?
(Д: Михайло Иванович). Михайло Иванович!
- А кто из медведей самый маленький? (Д: Мишутка). Да, это Мишутка!
- Какого размера будет стул у Михайло Ивановича? (Д: большой).
- Правильно большой!
- Какого размера будет стул у Настасьи Петровны? (Д: поменьше).
- Правильно поменьше!
- Какого размера будет стул у Мишутки? (Д: маленький). Верно, маленький!
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы помогли наши зверям?
Слайд № 8 (Медведи расположены по величине)
- Скажите, пожалуйста, на каком по размеру стуле будет сидеть Михайло Иванович?
(Д: на большом)
- Давайте проверим (на слайде появляется изображение большого стула). Правильно на большом!
- Дети, а на каком по размеру стуле будет сидеть Настасья Петровна?
(Д: на стуле поменьше)
- Давайте посмотрим (на слайде появляется изображение стула меньшего размера). Правильно на стуле меньшего размера.
- Ребята, а скажите, на каком по размеру стуле будет сидеть Мишутка?
(Д: на маленьком)
- Сейчас проверим (на слайде появляется изображение маленького стула).
- Да, на маленьком!
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
- Посмотрите, какие медведи довольные, Вы им очень помогли, теперь каждый из них сидит на своем стуле.
- Да вот подумать только медведи и кровати перепутали. Вы, хотите помочь Мишутке и Михайлу Ивановичу найти свою кровать? Тогда давайте не будем терять время.
Слайд № 9 (Три кровати)
- Какая по размеру кроватка у мишутки? (Д: маленькая). Правильно маленькая.
- Потому что он сам какой? (Д: маленький)
- А какая по размеру кровать у Михайло Ивановича? (Д: большая). Большая.
- Потому что он сам какой? (Д: большой)
- Посмотрите, как рады медведи и благодарны вам за помощь.
В: А вы знаете, что Настасья Петровна, мама – медведица очень любит цветы и сегодня она решила посадить их на клумбы, но как распределить их она не знает, ведь у нее цветы и клумбы разного цвета и размера. Давайте мы ей поможем разобраться!
- Ребята, давайте встанем. Посмотрите, у нас расположены три клумбы! (педагог обращает внимание детей на обручи расположенные на полу и совместно с детьми определяет размер и цвет каждой клумбы).
- Скажите, какого цвета у нас первая клумба? (Д: красная). Правильно красная.
- А какого размера эта клумба? (Д: маленькая). Конечно же, маленькая.
- Скажите, какого цвета у нас вторая клумба? (Д: желтая). Правильно желтая.
- А какого размера эта клумба? (Д: большая). Правильно большая.
- Ребята, скажите какого цвета у нас третья клумба? (Д: желтая). Верно.
- А какого же она размера? (Д: маленькая). Правильно маленькая.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
-Как много цветов!(дети совместно с воспитателем рассматривают несколько цветов определяя размер и цвет).Затем воспитатель объясняет, в какие по величине и цвету клумбы дети буду сажать эти цветы).
- Какого цвета этот цветок? (Д: красного). Да он красный.
- А какого размера? (Д: маленького). Конечно маленький.
- А этот цветок, какого цвета? (Д: желтого). Верно желтый.
- А какого размера? (Д: большого). Да большой.
- Какого цвета этот цветок? (Д: желтого). Конечно желтый.
- А какого размера? (Д: маленького). Правильно маленький.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
- А какие еще бывают цветы? (воспитатель выслушивает ответы детей)
В: А теперь давайте порадуем маму – медведицу и посадим в клумбы цветы.
- Ребята, в какую клумбу мы посадим маленький желтый цветок?
(Д: В маленькую желтую клумбу). Конечно в маленькую желтую клумбу.
- А в какую клумбу мы посадим большие красные и желтые цветы?
(Д: В большую желтую клумбу). Правильно в большую желтую клумбу.
- Скажите, в какую клумбу мы посадим маленький красный цветок?
(Д: В маленькую красную клумбу). Верно в маленькую красную клумбу.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по-другому)
- А сейчас перемешиваю все цветы, каждый берет по одному цветку и сажает в клумбы. Внимательно смотрим размер и цвет (в процессе выполнения задания воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно распределяли цветы по клумбам, старались прокомментировать свои действия).
- Давайте проверим, что у нас получилось! (если в клумбе оказался иной по размеру цветок, педагог акцентирует на этом внимание детей и просит найти выход из ситуации). Вот теперь цветы, которые Вы посадили, будут радовать Настасью Петровну каждый день.
В: Ну что же мы с Вами славно потрудились и немножко притомились! Давайте сейчас мы сделаем разминку (упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Дети повторяют движения за педагогом и произносят слова).
«Руки в стороны - в кулачок!
Разожми и на бочок!
Руки вверх - в кулачок!
Разожми и на бочок!
Руки вперед - в кулачок!
Разожми и на бочок!
Руки вниз - в кулачок!
Разожми и на бочок!
Левую вверх, правую вверх,
Руки в стороны – накрест,
Руки в стороны и вниз.
Тук – тук – тук – тук – тук
Нарисуем руками круг».
- Вот мы размялись и отдохнули.
В: А сейчас нас с Вами ждет другая сказка! Давайте мы возьмемся за руки, сделаем шире круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова.
В и Д: «Где ты сказка отзовись
Нам ребятам покажись»
Слайд № 10 (Колобок)
В: Ребята, скажите, что это за сказка? (Д: «Колобок»). Правильно колобок.
- А на какую геометрическую фигуру похож колобок? (Д: на круг).
- Правильно на круг.
-Колобок нам приготовил интересное задание. Захотел проверить насколько мы сообразительные? Я приглашаю Вас за столы (на столах расположены карточки, на которых изображены предметы разной геометрической формы). Давайте поможем колобку! Необходимо найти и зачеркнуть на карточке те предметы, которые не похожи на круг (в процессе выполнения задания педагог нацеливает детей на определение формы каждого из предметов и выбор подходящего).
Слайд № 11(Предметы разной формы)
- А вот проверить правильно ли Вы выполнили, задание поможет нам волшебный экран. Если Вы верно отгадали, предметы не круглой формы исчезнут (педагог совместно с детьми называет форму каждого предмета, предметы не круглой формы исчезаю со слайда)
- Скажите, мячик похож на круг? (Д: похож). Правильно похож, он остается.
- Книга похожа на круг? (Д: нет, не похожа). А какую форму Вам напоминает книга? (Д: квадрат). Правильно квадрат, вот она и исчезла.
- Часы похожи на круг? (Д: похожи). Похожи, они остаются.
- Пирамидка похожа на круг? (Д: нет, не похожа). А какую форму Вам напоминает пирамидка? (Д: треугольник). Правильно треугольник, вот она и исчезла.
- Кубик похож на круг? (Д: нет, не похож). А какую форму Вам напоминает кубик? (Д: квадрат). Правильно квадрат, вот она и исчезла.
- Солнце похоже на круг? (Д: похоже). Правильно, похоже, оно остается.
(если ребенок отвечает не правильно, педагог: А кто думает по- другому)
В: Ребята, что же осталось у нас на экране (на слайде остаются изображения: мяч, часы и солнышко).
- Молодцы Вы справились с заданием! Теперь колобок тоже знает, какие предметы похожи на круг.
- А теперь ребята подойдите ко мне, становитесь в круг (дети выходят из – за столов и становятся в круг).
- Наше путешествие подходит к концу. Ребята Вам понравилось?
А для того чтобы нам вернуться в детский сад давайте закроем глаза, поставим руки на пояс и произнесем волшебные слова (педагог совместно с детьми выполняет движения и произносит слова).
В и Д: «Покружись, покружись
В детском саде окажись»
- Вот мы с Вами и вернулись в детский сад. Многое мы узнали, о многом вспомнили, а что Вам запомнилось больше всего? (педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу, дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства, высказывают эмоциональный отклик. Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Умение оценивать результат своей деятельности).
- Давайте присядем и вспомним, по каким сказкам мы с Вами сегодня путешествовали? (педагог и дети присаживаются на ковер).
Д: «Теремок», «Три медведя», «Колобок».
В: Скажите, мы с Вами узнали, сколько было животных в самом начале сказки «Теремок»? (Д: ни одного).
- А сколько было животных в конце сказки? (Д: много).
- Еще мы с вами узнали кто самый большой в сказке «Три медведя», кто? (Д: Михайло Иванович).
- И кто самый маленький? (Д: мишутка)
- И Колобку вы помогли.
- На какую форму были похожи предметы, которые Вы искали для колобка? (Д: на круг).
В: Что вам еще понравилось и запомнилось? (ответы детей)
В: А сейчас ребята обратите внимание, на полу расположены круги красного и синего цвета, кто из Вас узнал, много нового и ему было, интересно наше путешествие – встанет на красный круг, а кому было не интересно и не понятно встанет на синий (таким образом, педагог проводит заключительный этап рефлексии)
В: Вы сегодня были активными и внимательными, а эти круги Вы можете взять себе, покажите их своим родителям, расскажите, в какое увлекательное путешествие мы отправлялись.