Светлана Пестрикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Промышленновский детский са
Воспитатель: Кочнева Светлана Валерьевна
Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста».
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Цель:формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию „Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
- познакомить детей с русским народным промыслом «Городетской росписи»;
2. Развивающие:
-способствовать развитию внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Оборудование:
для педагога: презентация, проектор, экран для просмотра презентации, матрёшка на всю доску, кисти и гуашь;
для детей:музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; краски гуашевые; кисточки широкие и узкие, салфетки, стаканчики с водой, заготовки матрёшек, деревянные изделия с городецкой росписью.
Используемая литература:
1. О. А. Скорлупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с
Русским народным декоративно прикладным искусством. Москва 2009г.
2. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В. П. М., 1998.
3. https://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
Структура занятия
Ход занятия
I– II. Организация воспитанников на занятиии сообщение темы(3-5 минут)
В группе звучит русская народная мелодия. В группу входят дети и педагог, одетая в русский народный костюм и встают полукругом.
Воспитатель 1:Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие мы с вами отправимся в старину, в гости, а поможет нам в этом волшебный клубочек.
Воспитатель 1:
Клубочек в руки я возьму,
Волшебство призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
(Воспитатель бросает клубочек, под музыку открывается занавес и дети попадают в старинную избу. Здесь в народном костюме сидит, вышивая и напевая песенку, Хранительница старины)
Хранительница (воспитатель 2) :
Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! Садитесьпоудобнее, начнем наш разговор (дети усаживаются на стульчики).
Пришла к вам издалека,
Я сказительница — старины хранительница.
У меня в сундуке много интересных вещей, сделанных руками людей. (Показывает сундук). Вот мой волшебный сундук, его мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его — он полон интересных вещей, старинных». Вот я берегу, да людям показываю. Ребята, а как вы думаете, что в нем? (ответы детей) А хотите заглянуть и посмотреть, что внутри? (ответы детей). Давайте я буду доставать по одной вещи и вам рассказывать. (Достает первый предмет).
III. Вводная беседа (5 минут)
1. Соломенная игрушка – слайд 3
Золотистая солома,
Без сомненья всем знакома.
Чтобы изготовить игрушку, люди соломку собирали, отбирали самую лучшую, затем обваривали кипятком, чтобы она стала мягкой и эластичной, потом скручивали и украшали ее.
2. Плешковская игрушка — (достает из сундука) -слайд 4
Одним из видов промысла было изготовление игрушки. На Орловщине сохранилось изготовление Чернышевской и Плешковской игрушки. Игрушку сначала изготавливали из глины, затем ее сушили на окне, обжигали и расписывали.
3. Гжельская керамика - слайд 5
Давным-давно недалеко от Москвы на берегу небольшой речки Гжель жили мастера - гончары. Нашли они в родной земле чудесную глину, белую-белую. Стали из этой глины посуду лепить - чашки, чайники, сахарницы, масленки. Да не простые, а такие, каких свет не видывал. Каждый мастер старался свое умение показать. Один слепил чайник с носиком в виде головки петушка и ручкой в виде хвоста. Другой - сахарницу в виде рыбки сказочной. Хвостик рыбки - ручка, а плавничок - крышечка. Третий мастер посмотрел, подивился красоте такой и еще лучше придумал. Слепил он масленку, а вместо ручки на крышке теленок стоит: хвостиком помахивает, колокольчиком позвякивает.
Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для своей посуды, украшали ее маленькими фигурками людей, животных и птиц.
4. Кружевоплетение - слайд 6
МценскиеиЕлецкие кружева (показывает салфетку и картинку). Основные центры изготовления это город Елец и Мценск. Кружевоплетением занимались в основном молодые девушки. Изготовлялась салфетка из шелковистых ниток разных цветов. Лучшие работы мастериц можно увидеть в музее кружева.
4. Дымковская игрушка - слайд 7
Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
Узнайте меня ребятня.
5. Как волшебница Жар-птица - слайд 8 (Хохлома)
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
6. Вот жостовский черный, изящный поднос–слайд 9 (Жостовскаяросп.)
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
7. Есть на Волге город древний, слайд 10
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
IV. Подготовка к практической части (5 минут)
Вот сегодня наша группа превращается в мастерскую, а вы мастера по городецкой росписи изделий на бумаге.
Сейчас мы с вами сначала немного разомнёмся, ведь нам предстоит серьёзная работа. Вы согласны? (ответы детей)
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи – слайд 10.
У Загорских-то матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?
После ответов детей воспитатель говорит: «У матрешки, то нашей почемуто сарафан и платок без узоров?»
V. Практическая работа(15 минут)
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде».Давайте проверим, что у нас лежит на столах (дети перечисляют). Воспитатель рисует на заранее изготовленной большой матрёшке, а дети на маленьких, которые расположены у них на столах (проговаривает все детали).
Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам : слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».
VI. Подведение итогов занятия (10 минут).
«Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки-крошки!»
Воспитатель: Вы большие молодцы. У всех у вас получились очень красивые матрёшки. Пока они сохнут, мы с вами подведем итоги. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Готовы? (ответы детей)
Вопросы детям:
1. Как называется игрушка из соломы? (соломенная игрушка)
2. Из чего изготовляли «плешковскую игрушку? (из глины)
3. Как называлось мастерство изготовления салфетки из шелковистых ниток разных цветов? (кружевоплетение)
4. Какие еще вы знаете работы наших русских мастеров? (дымковская игрушка, хохломская роспись, жостовская роспись и городецкая роспись)
5. Какую роспись вы использовали в своей работе сегодня? (городетскую).
Молодцы ребята, всё вы знаете. А теперь давайте мы ваших матрёшек оформим на выставке, чтобы другие детки могли посмотреть.
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера, на следующем занятии мы с вами попробуем исполнить росписи других мастеров!