Мария Крупинова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Беспорядок в королевстве Математики» (возраст детей: 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к предмету математики на основе познавательной активности и любознательности.
Образовательные задачи:
закреплять порядковый и количественный счет в пределах 10;
упражнять в обратном счете в пределах 10;
закреплять знания называть смежные числа заданного числа;
закреплять умение соотносить цифру с количеством;
совершенствовать знания о геометрических фигурах;
учить различать геометрические предметы на ощупь;
совершенствовать умения решать элементарные задачи;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Беспорядок в королевстве Математики“ (возраст детей: 5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
закреплять ориентироваться на листе бумаги в клетку;
закреплять знания о частях суток, дней недели.
Развивающие задачи:
развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие и память;
развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь персонажу;
воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методические приёмы:
наглядный (использование наглядного материала, технических средств);
словесный (беседа, загадывание загадок, вопросы);
игровой (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы, упражнения, задания, игры, физкультминутка).
Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, отгадывание загадок, игра «Танграм», игра «геометрическое лото», разрезные картинки, знакомство со зрительной гимнастикой, разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики, выполнение графических диктантов.
Инструментарий: 7 конвертов с заданиями, плакат с изображением замка и кафе, ключ, 4 дерева с листьями, 4 столика, наборы фруктов, посуда, знаки «больше», «меньше», «равно», цифры, «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами, 10 листов с заданием «Расставь по порядку», 10 листов бумаги для ориентировки, мяч, простые карандаши на каждого ребенка.
Персонажи: Королева Арифметики, Северный Ветер.
Сюжетная линия: Северный Ветер из страны Беспорядка похитил королеву Арифметику и запер ее в башне. Жители королевства Математики просят о помощи.
Сюрпризный момент: медали «Самый умный» и «Самая умная».
Технические средства: проектор с экраном, ноутбук, слайды с изображением заданий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Подгруппа детей – 10 человек.
Время проведения – 25 мин.
Ход НОД:
[/b]
Педагог: Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты мой – друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Педагог: Доброе утро, милые дети, вы всех прекрасней, умнее и трудолюбивее на свете. Вот таким детям я предлагаю сегодня показать свои знания и умения. Вы согласны?
Дети: Да!
Педагог: Тогда слушайте меня внимательно: нам с вами пришло письмо с просьбой. А вот о кого вы сейчас постараетесь узнать сами. Готовы?
Дети соглашаются.
«Разрезные картинки». Дети собирают картинку, состоящую из 10 полосок. На картинке изображены цифры.
Педагог: Молодцы, ребята, вы так быстро справились! Значит письмо нам написали Цифры. Послушайте, что у них случилось.
«Далеко-далеко, за морями и лесами, находится удивительное королевство с красивым названием Математика. Правит им Королева Арифметика. Все жители королевства жили дружно в мире и согласии и все было на своих местах.
Но однажды прилетел Северный Ветер из страны Беспорядка и все перепутал, перевернул. Он похитил Королеву Арифметику и запер ее в самой высокой башне. После этого в королевстве воцарился беспорядок. Жители забыли все математические правила, Цифры забыли где они должны находиться, Фигуры забыли свои имена.
Чтобы вернуть Королеву Арифметики, необходимо навести порядок в ее королевстве.»
Педагог: Ну, что, ребята, поможем навести порядок в королевстве Математики?
Дети: Да!
Педагог: Но задача эта не из легких. Нам необходимо работать дружно и терпеливо. Если мы правильно выполним все задания, то найдем ключ, которым сможем открыть замок и освободить Королеву Арифметику.
Педагог: Вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Педагог: Покружись, покружись, в королевстве Математики окажись! Вот, мы и вами на месте.
Педагог: Перед вами 7 конвертов с заданиями, на которых изображены фигуры. А какой конверт открыть первым помогут нам загадки. Угадывая каждую загадку, вы поможете вспомнить фигурам их названия.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -.
(треугольник)
Педагог открывает конверт, на котором изображен треугольник.
Педагог: Ребята, необходимо навести порядок на улице Цифр. Нужно Цифрам помочь вспомнить их имена, расставить их по порядку, найти их соседей и научить выполнять арифметические действия с ними. Поможем жителям Математики с правиться с этим заданием?
Дети: Да!
Задание 1. Работа с числовым рядом. (Слайды 4-23)
(Понятие «числовой ряд», порядковый и обратный счет, вставка пропущенных цифр, нахождение цифр не на своих местах, нахождение перевернутых цифр, называние цифр-соседей, элементарные задачки на сложение и вычитание)
Первое задание расстановку цифр по порядку дети выполняют за столом самостоятельно. Остальные задания педагог проводит с детьми около экрана.
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Слушайте следующую загадку.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
Педагог открывает конверт, на котором изображен круг.
Педагог: Ребята, необходимо навести порядок в парке Листьев. Нужно подсчитать листья и оставить нужную цифру. Поможем жителям Математики с правиться с этим заданием?
Дети: Да!
Задание 2. «Соотнеси цифру с количеством»
Перед детьми деревья с листьями и цифрами. Дети подходят к деревьям, считают листья, убирают лишние цифры.
Педагог: Поздравляю вас со вторым успешно выполненным заданием! Идем дальше. Но прежде сделаем физкультминутку.
Физкультминутка. Выполняются движения согласно тексту.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Педагог: Ну что ж, слушайте следующую загадку.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
(квадрат)
Педагог открывает конверт, на котором изображен квадрат.
Педагог: Ребята, необходимо навести порядок на площади Фигур. Все фигуры были разбиты по группам. Ветер их перемешал. Поможем жителям Математики с правиться с этим заданием?
Дети: Да!
Задание 3. «Лишняя фигура». (Слайд 24 - 28)
Работа с экраном.
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с третьим заданием. Слушайте следующую загадку.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
(овал)
Педагог открывает конверт, на котором изображен овал.
Педагог: Ребята, необходимо навести порядок в математическом кафе. Необходимо правильно расставить знаки «больше, меньше, равно». Но сначала мы выполним зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика. Выполнять движения глазами согласно тексту.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Задание 4. «Больше, меньше, равно».
Перед детьми стоит кафе. Детям необходимо сосчитать предметы и поставить нужный знак.
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с четвертым заданием. Слушайте следующую загадку.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
(прямоугольник).
Педагог открывает конверт, на котором изображен прямоугольник.
Педагог: Вскрываю конверт, здесь написано, что на улице Спортивной лежит чудесный мешочек, а в нем фигуры, которые позабыли свои имена, поможем им вспомнить.
Задание 5. «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные геометрические фигуры и формы по количеству детей. Ребенок берет по одному, ощупывает и называет фигуру.
Педагог: Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Сколько еще нам необходимо выполнить заданий?
Дети: Два!
Педагог: Хорошо. Слушайте следующую загадку.
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а.
(ромб)
Педагог открывает конверт, на котором изображен ромб.
Педагог: Предлагаю вам поиграть с мячом и расставить на места все перепутанные слова.
Задание 6. Игра с мячом. Вопрос каждому ребенку.
Какое сейчас время года?
Какое время года идет после осени?
Первый по счету осенний месяц?
Какая часть суток сейчас?
Что стоит между пятницей и воскресеньем?
Сегодня среда, а завтра?
Сегодня среда, а вчера?
Кто стоит справа от тебя?
У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько?
На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи)
Педагог: Молодцы, я вами горжусь! Слушайте следующую загадку.
Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов?
(Многоугольник)
Педагог открывает конверт, на котором изображен многоугольник.
Педагог: Вот и последнее задание. Вам, ребята, необходимо выполнить графический диктант. Но для начала мы разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Две руки».
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Задание 7. «Графический диктант». Дети садятся за стол. Выполняют задание самостоятельно.
(2>, 1v, 3>, 1^, 1>, 1v, 1>, 1v, 5<, 1v, 2<, 3^)
Педагог: Что же у вас получилось?
Дети: Ключ!
Педагог: Да.
В группу влетает Северный Ветер из королевства Беспорядка.
Северный Ветер:
Дует грозный и могучий,
Разгоняет злые тучи.
Деревца колышет, гнет,
Воет, иногда поет!
Я сильнее всех на свете.
Догадайтесь, это. (Ветер)
Северный Ветер: Я и не знал, что у жителей королевства Математики есть такие умные друзья. Отдаю вам ключ от замка.
Северный Ветер освобождает королеву и улетает.
Педагог: Вот теперь Королева Арифметика на свободе.
Королева Арифметика: Друзья, вы показали прекрасные знания по математике. Поэтому я вас сегодня награждаю медалями «Самый умный» и «Самая умная».
С Математикой дружить
Нужно всем без исключения!
Чтоб учиться и учить
На «отлично», без сомнения!
Королева всех наук,
Я тебе — не враг, а друг!
Прощание с Королевой.
Педагог: Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад. Покружись, покружись и в детском саду окажись.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мы с вами сделали очень доброе дело. А какие задачи мы с вами решали?
Педагог: Ну, а теперь нам пора прощаться.