Дарья Сартюкова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «В математическом королевстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область «Познание. ФЭМП.»
Тема: «В математическом королевстве»
Интеграция образовательных областей :
1. Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
2. Познание. ФЭМП.
3. Коммуникация.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „В математическом королевстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательная область «Коммуникация» : Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» : Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширять знания детей о многообразии видов часов.
Образовательная область «Познание. ФЭМП» : Совершенствовать навыки количественного и порядкового, прямого и обратного счета в пределах 10. Продолжать учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=). Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Материалы : снежинки с цифрами, сундучок с гостинцами, магнитная доска, цифры и знаки,
Развивающие задачи:
Образовательная область «Коммуникация» : Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к математике, аккуратность, усидчивость, прилежность; учить продумывать свои действия и контролировать поведение.
Планируемые результаты: Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предварительная работа с детьми: Дидактические игры «Это задача?», «Закрой окно», «Сравни числа», «По порядку стройся в ряд!», «Подбери фигуру по описанию», «Приметы осени». Отгадывание математических загадок, решение логических задач.
Предварительная работа воспитателя: подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оформление центральной стены, подбор музыкального фона, изготовление костюма короля.
Словарная работа: путешествие, королевство, детали.
Методические приё мы: игровые ситуации, показ, объяснение, вопросы, поощрения, анализ.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся и подарим свою улыбку.
- Ребята, какие времена года вы знаете? О каком времени года эта загадка?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
- Посмотрите, какое время года нас встречает? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. А теперь перечислите приметы зимы.
- Сколько снежинок опустилось на землю! Я предлагаю вам взять по одной снежинке, рассмотреть их и описать.
Дети: Лёгкие, пушистые, холодные, узорные и т. д.
Воспитатель: Теперь расскажите, где вы нашли свои снежинки?
Дети: Моя снежинка лежала на скамейке.
Я нашла свою снежинку на веточке ели.
Моя снежинка лежала под ёлкой.
Воспитатель: Снежинки медленно, одна за другой падали на землю, укрывая её своим пушистым одеялом. А вот в каком порядке они касались земли, нам расскажут цифры, которые написаны на снежинках.
- Чья снежинка упала первая? А чья была второй? У кого третья? И т. д.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в полное тайн «Математическое королевство». А как вы думаете, кто правит в этой стране? Вы хотите познакомиться с хозяином королевства?
- Путь будет нелёгким, но нас ждут интересные задания, занимательные задачки, приятные сюрпризы и радостные встречи. Вы готовы?
- Наши снежинки волшебные, они-то и помогут нам попасть в математическое королевство. Для этого нужно быстренько построиться по порядку номеров, начиная от меня. И назвать свой порядковый номер.
Воспитатель: Ребята, что я вижу! Уж не математическое ли королевство виднеется вдали? Надо поспешить!
Рассаживайтесь на стульчики, а снежинки сложите в это ведёрко.
Сюрпризы начинаются!
Посмотрите, это волшебный сундучок! Что же в нём находится?
Наверное, интересное задание!
Сундучок мы открываем,
Содержимое считаем:
2 конфеты в фантиках синих,
3 ореха рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый апельсин.
Плитка шоколада.
Вот какая радость!
А задача ваша, дети,
Сосчитать предметы эти.
- Сколько всего гостинцев в сундучке?
- Молодцы! Верно сосчитали!
Воспитатель: Ребята, математика наука точная, проверим, насколько вы внимательны!
Занимательные задачки :
1. Сколько ушей у двух мышей?
2. Сколько цветов у радуги?
3. Сколько сапожек Оля купила,
Чтобы кошечка лапок не замочила?
4. Сколько огоньков у светофора?
5. Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек – 8 окон – 8 кошек.
Просят у проводника
Сколько плошек молока?
- Какие внимательные и сообразительные дети! Вы уже многое умеете: считать, отгадывать загадки, решать хитрые, весёлые задачки. А теперь нам предстоит решить арифметические задачи. Но сначала давайте вспомни, из каких частей состоит задача?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Что такое условие? Вопрос? Как ответить на вопрос задачи? А решив задачу, составим ответ.
Воспитатель: Задача № 1.
Оля нашла в дупле у белки
5 лесных орешков мелких,
Вот ещё один лежит
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Сколько орехов сосчитай-ка!
- Что известно в задаче? Что надо узнать? Как узнать, сколько орешков в дупле у белки?
Для этого составим решение с помощью цифр и знаков на магнитной доске. К доске выходит ребенок.
- Больше или меньше стало орешков, когда нашли ещё один?
- Задача на сложение или вычитание?
Ребенок на доске: 5 + 1 = 6 (используем знак «+», читаем составленное решение, формулируем полный ответ на вопрос задачи: 6 орешков нашла Оля в дупле у белки).
Воспитатель: Задача № 2.
6 веселых медвежат
Зимой в берлогу лечь спешат,
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал.
Надо вам ответ найти:
Сколько мишек впереди?
Воспитатель: Выделим в задаче условие, т. е. то, что известно.
- Повторите вопрос к задаче. Как вы думаете, все медвежата придут сразу к берлоге? Почему? Задача на сложение или вычитание?
- Составим решение задачи: 6 – 1 = 5 (используем знак «-»).
Формулируют полный ответ: 5 мишек впереди.
Молодцы! Справились хорошо.
Воспитатель: Задачи решили, а теперь поиграем в игру «Войдите в домики».
Возьмите геометрические фигуры, с обратной стороны спинок стульчиков рассмотрите и запомните их. Внимательно слушаем задание.
На полу 3 обруча: под музыку дети передвигаются вокруг обручей. На музыкальную паузу «фигуры» занимают места по заданию воспитателя. (Приложение 1)
Фигуры, которые останутся без домиков, помогают проверять выполнение заданий.
Воспитатель: Молодцы, «фигуры», все были внимательны, задания выполняли без ошибок.
Пока мы играли, к нам подошла матрешка. Интересно, откуда же она? Как вы об этом догадались?
Матрешка очень любит наряжаться, носит бусы с цифрами. Но вот досада! Подарили ей бусы, а бусинки не все пронумерованы. Обидно Матрешке. Давайте поможем, подарим радость ей, украсим бусинки цифрами. Только будьте внимательны : художники писали цифры в прямом и обратном порядке, смотрите на стрелочки, они указывают, в каком направлении нужно вести счёт (дети садятся за столы «украшают» цифрами бусинки, двое детей у доски выполняют те же задания, проверяем выполнение работы.
Воспитатель: С заданием справились хорошо. Молодцы! Отложили на угол стола карточки с бусами, слушаем загадку:
У них усы не для красы,
Они показывают время
И называются … (часы?
Воспитатель: Ребята, жизнь в королевстве идет строго по часам, а вот какими часами пользуется король и все жители математического королевства, узнаем через игру «Часики – часы». Я начинаю фразу, вы заканчиваете её :
Если часы на руках – это наручные часы,
Если часы в кармане – карманные часы,
Если часы будят – часы – будильники,
Если часы на столе – ,
Если часы на стене – ,
Если часы на полу – ,
Если часы отбивают каждый час – часы с боем,
Если умеют куковать – это часы с кукушкой.
- А это что за часы (показываю часы песочные?
- Кто и где пользуется песочными часами?
Дети: в больнице врачи при лечении больных, учителя в школе на уроке, в кухне повара, в игре, когда за короткое время нужно выполнить задание.
Воспитатель: А знаете, ребята, король тоже пользуется песочными часами, особенно во время игр. А какая его любимая игра, знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Монгольская игра «Танграм». Я предлагаю вам сейчас за 1 минуту заполнить контурное изображение фигурки лисы деталями «Танграма». Посмотрим, кто справится с игровым заданием за 1 минуту.
Воспитатель: Какие фигуры использовали в игре?
- Сколько всего фигур?
- Из каких фигур составили туловище?
- Голову?
Молодцы ребята! И с этим заданием справились тоже хорошо.
Звучит музыка, входит Король с корзиной.
Король : Давненько у меня гостей не было. Слышу веселые детские голоса. Ну, здравствуйте! Зачем пожаловали?
Ребенок: Мы очень любим математику : любим считать, играть с цифрами, решать задачки и поэтому очень хотели познакомиться с Вами.
Король : И мне очень хочется познакомиться с вами. А ну-ка, скажите, как вас зовут?
Дети одновременно все называют свои имена.
Воспитатель: Нет, Ваше Величество Король, так дело не пойдет! Мы умеем играть в интересную игру по схеме, а называется она «Знакомство». Послушайте, как дети рассказывают о своих именах.
Король : Замечательно! Вот ты, девочка, расскажи, пожалуйста, о своём имени.
Рассказывают 3-4 детей. (Приложение 2)
Король : Как здорово! Я непременно научу этой игре всех жителей своего королевства. А сейчас я угощу вас своими королевскими яблочками. Растите любознательными, внимательными и счастливыми! До свидания!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в Математическом королевстве? Что запомнилось? Какие задания были особенно интересным?
Путешествие наше завершилось и мы должны вернуться в свой детский сад.
Приложение 1.
На полу 3 обруча: под музыку дети передвигаются вокруг обручей. На музыкальную паузу «фигуры» занимают места по заданию воспитателя.
№
задания Красный Сиреневый Желтый
I Фигуры, у которых 3 стороны и 3 угла. Фигуры с округлыми формами. Фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны.
II Фигуры, у которых нет углов. Фигуры, у которых 2 длинные и 2 короткие стороны. Фигуры, у которых 3 стороны и 3 угла.
III Фигуры зеленого цвета Фигуры желтого цвета. Фигуры синего цвета.
Приложение 2.
Схематическая модель
1. -Как твоё имя
2. - Как ласково называют тебя дома?
3. - Что обозначает твоё имя?
4. - Нравится ли тебе твоё имя?
5. - Как тебя будут называть, когда ты станешь взрослым?