Натали Сказкина
Опыт работы по формированию начальных экономических знаний у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему: Введение в мир экономики или как мы играем в экономику
Добрый день, уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая Правительство Российской Федерации при формировании Стратегии развития страны на период до 2020 года обозначило задачу повышения экономической грамотности населения как одну из приоритетных.
Публикация «Опыт работы по формированию начальных экономических знаний у дошкольников» размещена в разделах
В нашей подготовительной группе процесс экономического воспитания мы реализуем через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки, кроссворды и т. п., что делает процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном.
А сделать экономику понятной помогают нам комплексно-тематические занятия по математике, речевому развитию или экологии.
Значительное место в работе по введению дошколят в мир экономики отводим сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Из русских народных сказок и из авторских современных дети узнают о таких экономических качествах личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.
Запомнить на первый взгляд трудные экономические термины помогают нашим детям интересные стихотворные рифмы, например: И врачу и акробату выдают за труд (зарплату) или люди ходят на базар, там дешевле весь (товар) или за сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (кассир).
С ребятами мы сделали в группе «Экономический словарик для малышей» в виде книжки-малышки с их собственными иллюстрациями. Наш совместный труд был высоко оценен как другими педагогами, так и нашими родителями, которые тоже принимали активное участие в развитии экономических представлений у своих детей. Так мама Ильи Симонова, Ксения Валерьевна, - работник банка. Она помогла нам подготовить одно из занятий под названием «Где живет денежка?». Илья очень подробно нам рассказал о сотрудниках банка и показывал картинки с изображением инкассаторской машины.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из самых сложных и в то же время важных проблем. Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста надо говорить об экономическом воспитании малышей? Не секрет, что ребенок дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а для их осуществления он представляет родительский кошелек. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, как можно побольше родительских денег. Мегаполисы буквально вытягивают различные денежные средства из маленьких и больших горожан своей широко развитой индустрией развлечений, ориентированных на различные интересы. А специальные рекламные акции призваны целенаправленно формировать моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Дети уважительно относятся к деньгам и их значимости, они пользуются популярностью у своих сверстников, особенно, если им хочется похвастаться покупкой той или иной дорогостоящей игрушки. Так деньги начинают управлять отношениями во дворе, в садике, на детской площадке.
По мнению автора комплексного исследования об экономическом воспитании старших дошкольников, кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцевой, именно в семье ребенок познает азы экономического воспитания. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
В заключении хотелось бы процитировать одну восточную мудрость: «Сколь бы ни был длинен путь, всегда он начинается с первого шага». И именно, родители начинают этот первый шаг со своими детьми в мир, который нас окружает. Так пусть он будет интересным, полезным, здоровым и наполненным заботой о детях!