Варвара Андреева
Конспект занятия «Оренбуржье — край чудесный» в группе общеобразовательной направленности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
занятия «Оренбуржье - край чудесный»
в группе общеобразовательной направленности для детей 6 – 7 лет
образовательная область «Познавательное развитие»
Цель:
Формирование у детей седьмого года жизни нравственно-патриотического воспитания в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Побуждать осознавать такие понятия, как: малая Родина - Оренбуржье; большая Родина - Россия, россияне, оренбуржцы;
Публикация «Конспект занятия „Оренбуржье — край чудесный“ в группе общеобразовательной направленности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Способствовать формированию у детей представлений о быте и жизни народов населяющих оренбургский край (казахи, украинцы, русские, татары, башкиры);
Воспитывать уважительное отношение к наследиям родного края, традициям Оренбургского края через творческую деятельность (художественное творчество, познавательно – исследовательскую деятельность);
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения родного края;
Познакомить детей с приемами лепки акбулакской глиняной игрушки.
Развивающие:
Формировать познавательно-исследовательские умения по выявлению свойств природных материалов (нефть, газ, глина, песок).
Развивать представления дошкольников о народных промыслах Оренбуржья (акбулакской глиняной игрушки, пуховый платок).
Воспитательные:
Воспитывать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей, гордость за свой народ и уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.
Используемые методы, приёмы и технологии на занятии :
Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей : рассматривание национального костюма.
Наглядно - зрительные методические приемы: показ акбулакской свистульки; использование национальной музыки народов, эксперимент.
Приемы словесного метода: объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, использование художественного слова, оценка деятельности детей; пояснение: игровое упражнение «Давайте, поздороваемся»; указание: выполнение игровых упражнений в подгруппах.
Практический метод: выполнение игры лото «Дружный хоровод» совместно – вместе с воспитателем в подгруппах и самостоятельно.
Приемы оценки и самооценки: поощрение.
Способы организации детей : фронтальный, индивидуальный, подгрупповой.
Виды детской деятельности в занятии : игровая (настольная игра); продуктивная (лепка); коммуникативная (беседа); двигательная (физ. минутка).
Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление лото «Дружный хоровод», предварительная работа с детьми (беседа о народов Оренбуржья); изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей; лепбук; пуховый платок; картинки полезных ископаемых; акбулакские игрушки; фото гончарного ремесла; карта Оренбургской области.
Предварительная работа с детьми: беседа о культуре, традициях народа (татар, башкир, украинцев, казаков, русских);рассматривание картин, иллюстраций, чтение стихов, сказок.
Демонстрационный материал: национальный костюм, лото «Дружный хоровод», лепбук, акбулакская свистулька, пуховый платок, карта Оренбургской области, фото гончарного мастерства, картинки полезные ископаемые.
Раздаточный материал: глина, свистульки, карта Оренбургской области.
Оборудование: музыкальное сопровождение, вода, песок, глина.
Ожидаемые результаты:
У детей развито такие понятия, как: малая Родина - Оренбуржье; большая Родина - Россия, россияне, оренбуржцы;
Дети имеют представления о быте и жизни народов населяющих оренбургский край (казахи, украинцы, русские, татары, башкиры);
Проявляют уважительное отношение к наследиям родного края, традициям Оренбургского края через творческую деятельность (художественное творчество, познавательно – исследовательскую деятельность);
Развита чувство ответственности и гордости за достижения родного края;
Имеют навыки приема лепки акбулакской глиняной игрушки.
У детей сформировано познавательно-исследовательское умение по выявлению свойств природных материалов (нефть, газ, глина, песок).
Развита представление дошкольников о народных промыслах Оренбуржья (акбулакской глиняной игрушки, пуховый платок).
У детей развито толерантное отношение к людям разных национальностей, гордость за свой народ и уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
дети проявляют самостоятельность и активность на занятии.
План занятия :
1. Вводная часть
Мотивация занятия : вход в национальном костюме.
2. Основная часть
Лото «Дружный хоровод».
Рассматривание лэпбука.
Игровое упражнение.
Физминутка «Ручеёк».
Беседа полезные ископаемые, гончарное ремесло, пуховый платок.
Экспериментальная деятельность с водой и глиной.
Продуктивная деятельность: лепка «Акбулакская свистулька».
3. Заключительная часть
Делают коллаж «Оренбургский край».
Ход занятия
Части занятия Содержание Общие методические указания
1. Вводная часть. Организация игровой ситуации.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
- Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит, там, в стороне? (дети подходят к воспитателю, звучит спокойная музыка)
Посмотрите на меня.
- А какие национальности вы еще знаете? Что вы можете о них рассказать?
Предлагаю детям лепбук для рассматривания.
- А еще у меня есть лото «Дружный хоровод». Я сейчас вам раздам по полю, а вы внимательно посмотрите и скажите, что изображено.
(Ответы детей : разный народ, одежда, быт, еда, флаг, жилище)
-Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, обычаи, песни, танцы. А сейчас мы с вами поиграем в лото, кто первым заполнит своё поле, тот услышит национальную мелодию этого народа.
-А как вы приветствуете друг друга при встрече? (ответы детей). У русского народа принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и ещё поздороваться за руку. А у других национальностей это делают по-другому. И сейчас мы узнаем, как они здороваются, выберите себе пару.
-Как приветствуют друг друга татарский народ?
(принято пожимать двумя руками друг другу руки)
-Как приветствуют друг друга украинский народ?
(принято наклониться со взмахом руки до пола)
-Как приветствуют друг друга башкирский народ?
(принято пожимать двумя руками друг другу руки, а после приобняться)
-Как приветствуют друг друга казаки?
(принято обняться и приложиться друг к другу щеками)
-А сейчас, пришло время поиграть.
Физминутка «Ручеёк».
- Ребята, напомните мне пожалуйста, где мы с вами проживаем? (Оренбургский край)
- Чем славится Оренбургский край? (дети называют полезные ископаемые и народные промыслы)
-Оренбургским пуховым платком.
-Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире? (ответы детей). А вы можете рассказать, как появляется пуховый платок? (ответы детей).Получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Рассматриваем образец пуха) И, конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Для того, чтобы получились такие замечательные платки.
-А ещё говорят, что оренбургская паутинка может протянуться через обручальное кольцо. Хотите проверить?
-Чем ещё знаменит наш край?
(Добывают нефть).
-Посмотрите, в этой капсуле находится нефть.
-Давайте выясним, что же она из себя представляет? Это жидкость темно-коричневого цвета, маслянистая. Ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.
- Ребята, кто знает, для чего нам нужна нефть?
-Из неё делают бензин, керосин, топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из — под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое — газ. Скажите, для чего людям нужен газ?
-Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу.
-Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно.
-Есть в Оренбуржье место, которое знаменито на всю Россию. Особенно оно привлекает людей летом. Как вы думаете, что это за место?
-Соль-Илецк.
- Город Соль — Илецк расположен на юге нашей области. Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали?
-О соли, о солёном озере, арбузах.
-Кто может рассказать о том, как возникло солёное озеро? (Ответы детей) Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России.
-Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда?
-Отдохнуть, искупаться, полечиться.
-Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи.
А чем ещё знаменит Соль-Илецк?
-А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы. А как называется наша экологическая станция?
- В нашей области есть гончарное ремесло. А это что такое? (ответы детей). Гончарное ремесло было распространено в местах где имелась глина, пригодная для изготовления керамики-Акбулак. В основном это были кувшины, корчаги для теста, игрушки и свистульки для детей. Акбулакская игрушка-это человеческие фигуры (барышни, казаки) фигурки животных (козы, собачки, птички.). Украшались они яркими красками, несложным и рельефным орнаментом.
- Посмотрите внимательно на глину. Какая она? (ответы детей).
Аккуратно нальем воду в стакан. Потрогаем ее. Каким она стала? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Часть воды остается сверху, на глине. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.
А из влажной глины моно лепить. Давайте представим, что гончары и слепим акбулакскую свистульку.
- Гончары, готовые изделия обжигают в печи. А мы с вами свои игрушки поставим сушить рядом с батареей. Когда они высохнут, мы их распишем.
- Ну, вот и подошёл к концу наше маленькое путешествие по Оренбургскому краю. Давайте вспомним, о чем оно было отметим их на карте Оренбургской области ( приклеивают на карту: силуэты человека в национальных костюмах, полезные ископаемые, народные промыслы). Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле. Дети рассматривают костюм и выделяют национальные орнаменты костюма.
Дети рассматривают лэпбук и рассказывают про национальности.
Ребенок заполняет поле, называя тот или иной предмет.
Дети выполняют игровое упражнение согласно тексту.
В экспериментальном уголке оформлена выставкаполезных ископаемых и народных промыслов. Дети рассматривают и называют.
Ребенок самостоятельнопротягивает паутинку через обручальное кольцо.
Рассматривают иллюстрации.
Рассматривают фото.
Дети рассматривают игрушки и выделяют характерные черты акбулакских игрушек.
Дети рассматривают сухую глину в стаканчиках
Показываю детям приемы лепки: катаем шар и оттягиваем пальцами хвост и с другой стороны голову с клювом.
Дети делают коллаж.