Лариса Евгеньевна Тихонова
Конспект занятия по лепке «По мотивам дымковской игрушки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке.
Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.
Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия по лепке „По мотивам дымковской игрушки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
1. У воспитателя: иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.); дымковские игрушки по количеству детей; магнитофон; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечка; стека; салфетка.
2. У детей: дощечки, глина, стека, салфетка.
Ход занятия:
Воспитатель одет в русский народный костюм.
В зале (групповой комнате) организована ярмарка дымковских игрушек. Входят дети.
Воспитатель созывает:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте, сюда!
Как у нас ли тары - бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите…
Играет музыка «Светит месяц» (запись).
Дети подходят, рассматривают.
1. Воспитатель: В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.
Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.
Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Все животные лепились из жгута (показать на игрушке или иллюстрации ход лепки). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)
Барыню лепили иначе (показать). Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины из головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.
Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки. От того, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.
На весенней ярмарке было весело (снова включить музыку). Яркие игрушки, свист, глашатаи, трубящие в золотые трубы, оповещая об открытии ярмарки, сцены народного театра с Петрушкой, трактиры с чаепитием, карусели, веселые игрушки, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке – свистунье.
Затем воспитатель спрашивает у детей:
- Что вы испытали, когда увидели ярмарку дымковских игрушек? (ответы детей)
- О чем вы подумали, когда увидели ярмарку? Что понравилось вам? (ответы детей)
2. Давайте поиграем с этими игрушками. Возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь на нее, поиграйте, и она вам о себе многое расскажет. Подумайте, что может нам рассказать игрушка. Постарайтесь понять ее. И тогда она вам что-то о себе расскажет.
- Кто смог понять игрушку? (ответы детей, рассказы)
Я тоже играла со своей игрушкой и отметила, что ее поверхность очень гладкая, ее приятно гладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, знаки, которыми заклинали древние люди Ярику – солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы, пастбища. А сама фигурка очень пластичная.
Все ставят игрушки.
Посмотрите еще раз на все эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают свое жилище.
- Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Обратите внимание на то, фигурки кого лепят в Дымкове? (животных, птиц, фигурки человека)
Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.
Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов, прикрепляют и сейчас на свои дома. Могучие кони – охлупии охраняют кровли северных изб.
Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няню-кормилицу или мать с детьми!
Вот как богат на фантазию русский народ!
Для закрепления знаний воспитатель в заключение своего рассказа спрашивает детей:
- Как называются эти игрушки? (ответы)
- Почему их так назвали? (ответы)
- Из какого материала они сделаны? (ответы)
3. Затем воспитатель обращает внимание на лежащую на столах глину.
- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера лошадку? У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить те фигурки, которые всегда любили лепить наши русские люди.
Дети садятся за столы и лепят игрушки. По окончанию работы, дети показывают созданные ими изделия и делятся своими впечатлениями от того, что у них получилось с друзьями и воспитателем.