Альбина Лазарь
Конспект образовательной деятельности «Космос» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема : «Солнечная система» в рамках проекта «Космос»
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Воспитатель: Лазарь Альбина Рашидовна
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Космос“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
для детей подготовительной группы
Цель: обогатить и систематизировать представление детей о космосе.
Программные задачи:
Образовательные : сформировать у детей представление о планетах Солнечной системы, помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца; способствовать развитию познавательного интереса детей.
Развивающие: учить отвечать на вопросы, находить самостоятельно нужный ответ; развивать все компоненты устной речи; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни; развивать общую моторику, ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой.
Предполагаемый результат: ребенок проявляет устойчивый интерес к миру Космоса; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; знает технику работы с раздаточным материалом; умеет создавать космическую композицию ; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций; в процессе собственной деятельности проявляет творческую инициативу.
Предварительная работа: индивидуальные беседы «Что я знаю о космосе?», беседы «Неизвестная Вселенная», «Планеты Солнечной системы», «Земля, какая она?», разучивание стихотворений о планетах солнечной системы, албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», Носов Н. «Незнайка на луне», Разлива Л. «Астрономия в картинках», детская энциклопедия «Я познаю мир»; дидактические игры: «Назови планеты», «Опиши, что назову», «Какой, какая, какие?»», рассматривание глобуса, иллюстраций с изображением космоса, космических кораблей, рисование «Звёздное небо».
Словарная работа: вселенная, космос, звездное небо, планета, созвездие, космос, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Плутон, Марс, Юпитер, Земля, ракета, солнечная система, космическое пространство, орбиты.
Демонстрационный материал: иллюстрации о космосе, солнечной системе; карта «Солнечная система»; презентация «Солнечная система»;
Раздаточный материал: цветные карандаши, лист альбомный, краски.
Оборудование для педагога: иллюстрации о космосе, солнечной системе; карта «Солнечная система»; модель солнечной системы.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Ход деятельности:
Беседа «Наша Вселенная»
Воспитатель:Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.
- Наблюдали ли вы за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели? Что вы почувствовали в это время?
Космосу или Вселенной нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.
В воротах за поворотом.
Калитку он трогает и, не дыша,
В щё лочку смотрит:
А что там?
Растёшь ты – загадка в простор голубой
К небесным взмывает высотам,
На солнце сверкает,
Мерцает звездой…
И ты повторяешь:
А что там?
Точь-в-точь, как тебе,
Но ещё в старину
Хотелось узнать звездочётам -
Смотрели на солнце они, на Луну
И тихо шептали:
А что там?
…К неведомым звёздам
Настанет черёд
Умчаться с земли звездолётом.
Но, к цели пробившись,
Закончив полёт,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперёд
И спросят упрямо:
А что там?
- Вот она загадка для малыша. Вы повзрослели, и вас интересуют более серьёзные вопросы.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти слайды (изображение космического пространства, звезд, планет).Что вы видите?
Дети: Звезды, планеты.
Воспитатель:А когда мы можем видеть звезды?
Дети: Ночью на небе.
Воспитатель:А кроме звезд, что еще вы видели на небе?
Дети: Днем — Солнце, а ночью Луну.
Воспитатель:Солнце, Луна, звезды — все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете». Вселенная — это все, что существует. А вы узнали вот эту планету? (показать изображение Земли)
Как вы поняли, что это планета Земля?
Дети: Она голубая, потому что на ней много морей иокеанов.
Наша планета Земля — это часть Вселенной.
Упражнение «Найди и покажи на глобусе»
Воспитатель показывает карточку, дети называют цвет карточки, называют природные объекты (горы, леса, океаны и моря, пустыни.) и показывают их на глобусе. Воспитатель:Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, это специальные приборы, которые позволяют людям видеть то, что расположено очень далеко от Земли. Что мы сможем увидеть на ясном ночном небе в большом количестве?
Дети:Звёзды.
Воспитатель:Мы сегодня с вами сыграем в игру «Солнечная система», где с помощью фишек и кубика с изображением определённого количества точек должны будем взять старт с космодрома Земли и благополучно вернуться вновь на нашу планету.
Карта «Солнечная система»
Воспитатель:Обратите внимание на карту «Солнечная система». Это Млечный путь. Существует множество легенд о его происхождении, но мне хочется вас познакомить с самой поучительной.
Чтение легенды «Млечный путь».
В болгарском народе Млечный Путь получил название Кумова Солома или просто Солома. Вот что рассказывает народная легенда. Однажды лютой зимой, когда вся земля была засыпана глубокими сугробами снега, у одного бедного человека кончился корм для волов. День и ночь думал он, чем же накормить скотину. И вот в темную морозную ночь взял он корзину и пошел к своему куму, у которого было много стогов соломы. Осторожно набрал он в корзину соломы и тихонько отправился обратно. В темноте он не заметил, что его корзина была дырявая. Шел он так и шел с корзиной за спиной к своему дому, а из дырявой корзины падали соломинка за соломинкой, образуя за ним длинный след. И когда пришел он домой, то увидел, что в корзине не осталось ни соломинки! На рассвете вышел хозяин к стогу, чтобы набрать соломы, и накормить своих волов, и увидел, что ночью кто-то разворошил его стог и украл солому. Отправился он по следу и дошел до дома, где жил его кум. Позвал он кума и начал его ругать за то, что тот украл у него солому. А кум стал оправдываться и лгать, что он этой ночью даже не вставал с постели. Тогда кум взял его за руку, вывел на улицу и показал рассыпавшуюся по дороге солому. Застыдился тогда вор. А хозяин отправился к себе домой и сказал: "Пусть загорится эта краденая солома и никогда не гаснет, чтобы все знали и помнили, что нельзя красть у кума. " Загорелась солома, и с тех пор до сегодняшнего дня горит на небе Кумова Солома.
- Чему учит нас эта легенда?
Дети: Честости
Загадка
Воспитатель:Ребята, подумайте: о чём идёт речь? У двух сестёр есть семь братьев, а дом у них один. (две сестры-Венера, Земля; семь братьев - Меркурий,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).Молодцы, ответ верный. Продолжаем двигаться только вперёд.
Мы уже знаем, что наша планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце. Все вместе они составляют Солнечную систему.
Среди планет есть большие и малые. Ребята, вспомните, чем отличаются планеты от звезд.
Дети: Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости и твердые частицы. Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.
Воспитатель:Правильно! Вы ещё заработали добавочное очко. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
- Чтобы продолжить наше путешествие и определить очерёдность следующего игрока, прослушайте стихотворение
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
- Тебе (обращение к водящему) придётся определить следующее задание (выбирает карточку).
Рисование
Воспитатель:Чтобы лучше запомнить расположение планет, мы зарисуем каждую планету определённым цветом.
Солнце - ярко-желтый.
Меркурий - белый.
Венера - бледно-желтая.
Земля - голубая.
Марс - красный.
Юпитер - розовый.
Сатурн - желтый.
Уран светло-голубого цвета.
Нептун - синий.
Плутон - фиолетовый.
- Все успешно справились с заданием, и опять мы продвигаемся вперёд.
Работа с рисунками детей.
Определите место для буквы М. Именно с неё начинается название самой близкой к Солнцу планеты - Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистаповерхность. Прослушаем стихотворение о нём.
1 ребёнок
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета всех горячей.
Вторая от Солнца планета - Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым люди и животные дышать не могут. Не забываем про букву В.
2 ребёнок
В честь богини красоты названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
Наша Земля - третья от солнца. А наша буква З в алфавите не третье место занимает. На ней сложились благоприятные условия для жизни.
3 ребёнок
От Солнца третья по счету планета,
наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле - это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке….
Жизнь на Земле вы найдете повсюду -
в самом далеком, глухом уголке!
У Земли есть спутник - Луна.
Марс - четвертая планета Солнечной системы. Буковка М поселилась на нашей планете. Он вдвое меньше Земли. Поверхность Марса покрыта оранжево- красным песком.
4 ребёнок
Марс - таинственная планета,
Она размером чуть больше Луны.
Из - за кроваво - красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Пятая планета – Юпитер, самая большая планета Солнечной системы.
5 ребёнок
Юпитер - больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год.
Но буковка Ю всё же живёт там несмотря ни на что.
Шестая от Солнца планета - Сатурн. Она расположена далеко от Солнца, и поэтому там царит вечная зима.
6 ребёнок
Сатурн - красивая планета
Желто- оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран расположен за Сатурном. Эта единственная планета, которая лежит на боку.
7 ребёнок
Уран - лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длиться там день
И сорокалетие - ночь.
8 ребёнок
Нептун - восьмая от Солнца планета.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон - самая удаленная от Солнца планета. Плутон очень маленькая планета. У него есть спутник - Херон.
9 ребёнок
Несется в пространстве далекий Плутон,
От Солнца лучами едва освещен,
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Херон.
Воспитатель: Не забываем и про последние три буквы, поселившиеся на этих планетах. Вы теперь продвинулись к своей цели на 9 ходов вперёд.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем похожи все планеты солнечной системы?
Дети:Все планеты имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.
Воспитатель:Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Ребята, вот в каком увлекательном и познавательном путешествии мы с вами побывали. Ну а теперь нам пора возвращаться на нашу планету - Земля. До финиша осталось совсем немного. Для этого вспомним, что нового и интересного вы узнали. Проведем с вами небольшую викторину.
Викторина
1. Какой спутник сопровождает планету Плутон? (Харон)
2. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета солнечной системы? (Плутон)
3. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
4. Чем знаменита планета Сатурн? (кольцо)
5. Вторая от Солнца планета солнечной системы, соседка Земли? (Венера)
6. Планета Солнечной системы, которую прозвали планетой войны за ее красный цвет? (Марс)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Ну, вот и закончилось наше космическое путешествие. Вы вернулись на нашу планету. За стремление знать обо всём, что связано с космосом, за активное участие каждый из вас награждается памятной медалью.